Написать нам

В России может появиться массовое производство плавучих домов

хаусбот Россия
В России может появиться массовое производство плавучих домов
В России может появиться массовое производство плавучих домов

В июне 2021 года правительство РФ рассмотрит совместное предложение Минстроя, МЧС, Минприроды, Росреестра и Росприроднадзора, касающееся использования самоходных домов на водоемах страны. Похоже, что российские власти готовы перенять опыт Амстердама и Парижа, где созданы целые поселки из плавучих домов или хаусботов.

Как обстоят дела с домами на воде у нас

Возможно, подавляющее большинство россиян просто не представляют, что такое хаусбот. Однако туристы, посещавшие столицу Франции и столицу Нидерландов скорее всего видели плавучие дома, которые в будние дни чаще всего стоят у причалов, а в выходные подобно яхтам увозят своих владельцев на природу. Кстати, владельцами плавучих домов за границей довольно часто становятся очень состоятельные люди, которым просто нравится такой образ жизни. Ведь проживание на хаусботах - это не только удобно и комфортно, но еще и очень выгодно, так как за жилье на суше во Франции и Нидерландах приходится платить гораздо больше.

Если в России бизнес по производству плавучих домов все еще является экзотикой, то европейские и американские компании продают хаусботы на любой вкус и кошелек - от понтона с простеньким летним домиком за 4 млн рублей до комфортабельных квартир со всеми удобствами, цены на которые начинается от 7 млн рублей.

Стоимость содержания хаусботов в Европе и США целиком зависит от места, где «запаркован» плавучий дом. За стоянку в столичных «маринах» придется ежемесячно платить около 30-40 тыс рублей, а отдых «на природе» обходится бесплатно, если конечно не считать налог на маломерные суда, который взимается раз в год и составляет около 15 тыс рублей.

В России таких условий для проживания в плавучих домах пока нет, но эксперты утверждают, что при поддержке государства создать необходимую инфраструктуру будет несложно. При этом стоимость эксплуатации хаусботов может быть приравнена к платежам за квартиру аналогичной площади, если такой образ жизни придется по душе россиянам и в стране появятся поселки на воде.

Однако пока в России плавучие дома чащ всего используются для выездов на природу или туризма, а на постоянной основе жить в хаусботах россияне пока не готовы. Встречаются только единичные случаи. Зато инвесторы из южных регионов страны уже сейчас с удовольствием приобретают плавучие дома, чтобы сдавать в аренду любителям комфортного отдыха на природе.

В России может появиться массовое производство плавучих домов

Рост популярности хаусботов России, по мнению экспертов, сдерживается более суровым климатом, так как в холодное время года плавать по российским водоемам практически невозможно. К тому же, зимой плавучие дома обычно приходится вытаскивать на сушу.

Однако будущее у «жизни на воде» в нашей стране все-таки есть. Все дело в общемировой тенденции развития жилищного строительства, которая рано или поздно придет в нашу страну. На сегодняшний день в этой сфере мирно уживаются две тенденции. Часть людей мечтает жить на «земле» в собственном доме, а все остальные не хотят быть привязанными к жилью, так как часто переезжают и любят путешествовать. Хаусботы идеально подходят для стиля жизни второй категории людей.

Поэтому развивать строительство домов на воде конечно нужно, но не стоит забывать о российской специфике в виде огромных водных пространств и практически полного отсутствия сопутствующей инфраструктуры: причалов, электрическим сетей большой мощности и специфических коммунальных служб. При этом прямо сейчас хаусботы могут быть востребованы в регионах с теплым климатом, где их можно сдавать в краткосрочную аренду.

Однако и в более холодных местах находятся любители жизни на воде. К примеру, столичный яхт-клуб, расположенный в районе «Водного стадиона» уже открыл стоянку для хаусботов по специальным тарифам. А в перспективе поселки из домов на воде могут появиться на Химкинском водохранилище, Канале имени Москвы и в акватории Серебряного бора. И все же массовое распространение «хаусботов» существенно осложняется слишком долгим зимним периодом, во время которого судоходство полностью замирает, и несовершенством российского законодательства в отношении такого жилья.

В Европе проживание в домах на воде полностью урегулировано с юридической точки зрения. Владельцы хаусботов заключают с административным органом договоры аренды водопользования конкретного участка водного объекта и сразу после этого могут спокойно переезжать на место постоянного проживания. В некоторых странах такому жилью присваивается номер и адрес.

В России этот процесс идет намного сложнее, так как плавучие дома пока не признаны полноценным жильем на законодательном уровне, а существующие нормативы весьма расплывчато отвечают на вопрсы по границам и отступам участков, жилищных норм и администрированию таких объектов. Поэтому развитие самоходных домов и их безопасная эксплуатация возможны только при корректировке отечественного законодательства.

Ведь в настоящее время надзор за хаусботами осуществляет ГИМС МЧС. При этом размер плавсредства такого типа не должен превышать 20 метров в длину, а максимальное количество пассажиров, в число которых входит и капитан - 12 человек. Несамоходные гостиницы, рестораны, плоты, дома и понтоны в эту категорию не попадают, а учет и надзор за этими сооружениями ведется органами исполнительной власти, занимаюшимися проблемами транспорта.

Как за границей

Наибольшей популярностью хаусботы пользуются в Нидерландах, где только в Амстердаме насчитывается около 2,5 тыс плавучих домов. Востребованность такого жилья объясняется просто - дешевая эксплуатация.

Судите сами, в средний чек на годовое обслуживание самоходного дома входит несколько пунктов, главным из которых является ежемесячная плата за «швартовку». Величина этого тарифа зависит от размера «яхты», но в среднем платить приходится около 200 евро в месяц. Среди других расходов можно выделить обязательную проверку корпуса хаусбота в сухом доке, если он сделан из стали. Такая операция проводится каждые 5 лет и обходится хозяину плавучего дома в 700 евро. Кроме того, владельцу дома на воде придется заплатить две-три тысячи евро за очистку корпуса от ржавчины и нанесение защитного слоя. Нельзя забывать и о текущих расходах по замене канатов, покраске надводной части и обновлении противоскользящего покрытия палубы. Зато владельцы хаусботов из Нидерландов могут получить специальную лицензию и уплыть из страны в соседнюю Францию, если конечно дом на воде способен передвигаться со скоростью не меньше 15 км/ч, а его длина не менее 15 метров.

Жители Франции могут приобрести хаусботы по цене от 25 тысяч до миллиона евро. Стоимость плавучих напрямую зависит от степени их обустроенности. Покупка такого жилья в Париже обойдется дороже на сумму от 30 до 150 тыс евро, а за «швартовку» в зависимости от местности придется платить от 800 до 7000 евро в год. Кроме того, придется платить за очистку корпуса от ржавчины, которую владельцы домов на воде обязаны проводить раз в 10 лет, но делают обычно чаще - каждые 4-5 лет. Все дело в стоимости таких услуг, которые существенно увеличиваются со временем. Осмотр в сухом доке через 5 лет эксплуатации стоит от 1700 до 7000 евро, очистка корпуса от ржавчины - от 800 до 1700 евро, а покраска - в 1500 евро за каждые 300 квадратных метров. Если же ремонт проводится раз в 10 лет, то хозяину плавучего дома придется выложить минимум от 8000 до 25000 евро. Зато владельцы самоходных домов из Франции освобождены от уплаты земельного налога.

В России может появиться массовое производство плавучих домов

Кстати, власти обеих этих стран помогают хозяевам хаусботов решать проблемы, главной из которых считается утилизация биологических отходов. Все дело в том, что законодательство этих стран строго запрещает загрязнять реки и каналы. Поэтому в том же Амстердаме в стенках каналов установлена система труб, по которым отходы из плавучих домов сливаются в море, но только на определенном законом расстоянии от берега.

В Германии типовой хаусбот площадью до 50 «квадратов» можно купить за 100-150 тысяч евро. Большой плавучий дом, построенный по индивидуальному проекту, по стоимости приближается к цене роскошной виллы. Однако это только вершина айсберга, так как затем владельцу такого жилья придется платить за «швартовку» не менее 5000 евро. При этом «дикие кемпинги» в Германии запрещены, а аренда причала в модных местах обходится не дешевле фешенебельных апартаментов в центре Берлина. Однако и платить налог на недвижимость хозяевам плавучих домов не придется.

В России может появиться массовое производство плавучих домов

Основное отличие немецких хаусботов в том, что они практически не перемещаются, так как «швартовка» в одном и том же месте позволяет существенно сократить расходы по страховке, которая в этом случае начинается с 2000 евро и напрямую зависит от размера дома на воде. Техническое обслуживание типового жилья на воде обходится в несколько тысяч евро в год. Однако владельцам больших плавучих домов приходится платить значительно больше. Сюда же нужно приплюсовать еще порядка двух тысяч евро, которые придется заплатить за утилизацию отходв. Поэтому общая сумма ежегодного содержания хаусботов в этой европейской стране составляет не менее 10000 евро. Кроме того, в Германии очень строгие правила комплексного технического осмотра домов на воде, который проводится каждые 2-3 года. Расходы на эту статью довольно большие, а доставить хаусбот в сухой док крайне затруднительно.

Однако экономные немцы нашли выход из этой сложной ситуации и стали арендовать плавучие дома на сезон, который начинается в марте и завершается в конце ноября. Выбор на этом рынке действительно очень большой, а размер арендной платы зависит от класса жилья, времени года и места «швартовки». К примеру, стоимость недели проживания в пригороде Берлина начинается с 700 евро, а за отдых в течение семи дней на Балтийском море придется заплатить не менее 1000 евро.

В Италии мода на дома на воде появилась после Второй мировой войны, когда людям из-за нехватки жилья на суше пришлось в массовом порядке переселяться на баржи. Со временем эти суда стали считаться стационарным жильем, но в наши дни плавучие дома перекочевали в сегмент непозволительной роскоши для подавляющего большинства итальянцев. Поэтому в настоящее время с таких домах в основном останавливаются туристы. Этих людей обычные гостиничные номера не устраивают до такой степени, что они готовы платить за посуточную аренду номера на воде от 200 до 400 евро в зависимости от конфигурации и места «швартовки» судна.

Источник новости - сайт rg.ru

Теги: хаусбот Россия
Рейтинг 74
Просмотры 19508

Комментарии 0

Отправить

Минуточку внимания

Похожие публикации

Лучшие публикации