В июне 2021 года правительство РФ рассмотрит совместное предложение Минстроя, МЧС, Минприроды, Росреестра и Росприроднадзора, касающееся использования самоходных домов на водоемах страны. Похоже, что российские власти готовы перенять опыт Амстердама и Парижа, где созданы целые поселки из плавучих домов или хаусботов.
Как обстоят дела с домами на воде у нас
Возможно, подавляющее большинство россиян просто не представляют, что такое хаусбот. Однако туристы, посещавшие столицу Франции и столицу Нидерландов скорее всего видели плавучие дома, которые в будние дни чаще всего стоят у причалов, а в выходные подобно яхтам увозят своих владельцев на природу. Кстати, владельцами плавучих домов за границей довольно часто становятся очень состоятельные люди, которым просто нравится такой образ жизни. Ведь проживание на хаусботах - это не только удобно и комфортно, но еще и очень выгодно, так как за жилье на суше во Франции и Нидерландах приходится платить гораздо больше.
Если в России бизнес по производству плавучих домов все еще является экзотикой, то европейские и американские компании продают хаусботы на любой вкус и кошелек - от понтона с простеньким летним домиком за 4 млн рублей до комфортабельных квартир со всеми удобствами, цены на которые начинается от 7 млн рублей.
Стоимость содержания хаусботов в Европе и США целиком зависит от места, где «запаркован» плавучий дом. За стоянку в столичных «маринах» придется ежемесячно платить около 30-40 тыс рублей, а отдых «на природе» обходится бесплатно, если конечно не считать налог на маломерные суда, который взимается раз в год и составляет около 15 тыс рублей.
В России таких условий для проживания в плавучих домах пока нет, но эксперты утверждают, что при поддержке государства создать необходимую инфраструктуру будет несложно. При этом стоимость эксплуатации хаусботов может быть приравнена к платежам за квартиру аналогичной площади, если такой образ жизни придется по душе россиянам и в стране появятся поселки на воде.
Однако пока в России плавучие дома чащ всего используются для выездов на природу или туризма, а на постоянной основе жить в хаусботах россияне пока не готовы. Встречаются только единичные случаи. Зато инвесторы из южных регионов страны уже сейчас с удовольствием приобретают плавучие дома, чтобы сдавать в аренду любителям комфортного отдыха на природе.
Рост популярности хаусботов России, по мнению экспертов, сдерживается более суровым климатом, так как в холодное время года плавать по российским водоемам практически невозможно. К тому же, зимой плавучие дома обычно приходится вытаскивать на сушу.
Однако будущее у «жизни на воде» в нашей стране все-таки есть. Все дело в общемировой тенденции развития жилищного строительства, которая рано или поздно придет в нашу страну. На сегодняшний день в этой сфере мирно уживаются две тенденции. Часть людей мечтает жить на «земле» в собственном доме, а все остальные не хотят быть привязанными к жилью, так как часто переезжают и любят путешествовать. Хаусботы идеально подходят для стиля жизни второй категории людей.
Поэтому развивать строительство домов на воде конечно нужно, но не стоит забывать о российской специфике в виде огромных водных пространств и практически полного отсутствия сопутствующей инфраструктуры: причалов, электрическим сетей большой мощности и специфических коммунальных служб. При этом прямо сейчас хаусботы могут быть востребованы в регионах с теплым климатом, где их можно сдавать в краткосрочную аренду.
Однако и в более холодных местах находятся любители жизни на воде. К примеру, столичный яхт-клуб, расположенный в районе «Водного стадиона» уже открыл стоянку для хаусботов по специальным тарифам. А в перспективе поселки из домов на воде могут появиться на Химкинском водохранилище, Канале имени Москвы и в акватории Серебряного бора. И все же массовое распространение «хаусботов» существенно осложняется слишком долгим зимним периодом, во время которого судоходство полностью замирает, и несовершенством российского законодательства в отношении такого жилья.
В Европе проживание в домах на воде полностью урегулировано с юридической точки зрения. Владельцы хаусботов заключают с административным органом договоры аренды водопользования конкретного участка водного объекта и сразу после этого могут спокойно переезжать на место постоянного проживания. В некоторых странах такому жилью присваивается номер и адрес.
В России этот процесс идет намного сложнее, так как плавучие дома пока не признаны полноценным жильем на законодательном уровне, а существующие нормативы весьма расплывчато отвечают на вопрсы по границам и отступам участков, жилищных норм и администрированию таких объектов. Поэтому развитие самоходных домов и их безопасная эксплуатация возможны только при корректировке отечественного законодательства.
Ведь в настоящее время надзор за хаусботами осуществляет ГИМС МЧС. При этом размер плавсредства такого типа не должен превышать 20 метров в длину, а максимальное количество пассажиров, в число которых входит и капитан - 12 человек. Несамоходные гостиницы, рестораны, плоты, дома и понтоны в эту категорию не попадают, а учет и надзор за этими сооружениями ведется органами исполнительной власти, занимаюшимися проблемами транспорта.
Как за границей
Наибольшей популярностью хаусботы пользуются в Нидерландах, где только в Амстердаме насчитывается около 2,5 тыс плавучих домов. Востребованность такого жилья объясняется просто - дешевая эксплуатация.
Судите сами, в средний чек на годовое обслуживание самоходного дома входит несколько пунктов, главным из которых является ежемесячная плата за «швартовку». Величина этого тарифа зависит от размера «яхты», но в среднем платить приходится около 200 евро в месяц. Среди других расходов можно выделить обязательную проверку корпуса хаусбота в сухом доке, если он сделан из стали. Такая операция проводится каждые 5 лет и обходится хозяину плавучего дома в 700 евро. Кроме того, владельцу дома на воде придется заплатить две-три тысячи евро за очистку корпуса от ржавчины и нанесение защитного слоя. Нельзя забывать и о текущих расходах по замене канатов, покраске надводной части и обновлении противоскользящего покрытия палубы. Зато владельцы хаусботов из Нидерландов могут получить специальную лицензию и уплыть из страны в соседнюю Францию, если конечно дом на воде способен передвигаться со скоростью не меньше 15 км/ч, а его длина не менее 15 метров.
Жители Франции могут приобрести хаусботы по цене от 25 тысяч до миллиона евро. Стоимость плавучих напрямую зависит от степени их обустроенности. Покупка такого жилья в Париже обойдется дороже на сумму от 30 до 150 тыс евро, а за «швартовку» в зависимости от местности придется платить от 800 до 7000 евро в год. Кроме того, придется платить за очистку корпуса от ржавчины, которую владельцы домов на воде обязаны проводить раз в 10 лет, но делают обычно чаще - каждые 4-5 лет. Все дело в стоимости таких услуг, которые существенно увеличиваются со временем. Осмотр в сухом доке через 5 лет эксплуатации стоит от 1700 до 7000 евро, очистка корпуса от ржавчины - от 800 до 1700 евро, а покраска - в 1500 евро за каждые 300 квадратных метров. Если же ремонт проводится раз в 10 лет, то хозяину плавучего дома придется выложить минимум от 8000 до 25000 евро. Зато владельцы самоходных домов из Франции освобождены от уплаты земельного налога.
Кстати, власти обеих этих стран помогают хозяевам хаусботов решать проблемы, главной из которых считается утилизация биологических отходов. Все дело в том, что законодательство этих стран строго запрещает загрязнять реки и каналы. Поэтому в том же Амстердаме в стенках каналов установлена система труб, по которым отходы из плавучих домов сливаются в море, но только на определенном законом расстоянии от берега.
В Германии типовой хаусбот площадью до 50 «квадратов» можно купить за 100-150 тысяч евро. Большой плавучий дом, построенный по индивидуальному проекту, по стоимости приближается к цене роскошной виллы. Однако это только вершина айсберга, так как затем владельцу такого жилья придется платить за «швартовку» не менее 5000 евро. При этом «дикие кемпинги» в Германии запрещены, а аренда причала в модных местах обходится не дешевле фешенебельных апартаментов в центре Берлина. Однако и платить налог на недвижимость хозяевам плавучих домов не придется.
Основное отличие немецких хаусботов в том, что они практически не перемещаются, так как «швартовка» в одном и том же месте позволяет существенно сократить расходы по страховке, которая в этом случае начинается с 2000 евро и напрямую зависит от размера дома на воде. Техническое обслуживание типового жилья на воде обходится в несколько тысяч евро в год. Однако владельцам больших плавучих домов приходится платить значительно больше. Сюда же нужно приплюсовать еще порядка двух тысяч евро, которые придется заплатить за утилизацию отходв. Поэтому общая сумма ежегодного содержания хаусботов в этой европейской стране составляет не менее 10000 евро. Кроме того, в Германии очень строгие правила комплексного технического осмотра домов на воде, который проводится каждые 2-3 года. Расходы на эту статью довольно большие, а доставить хаусбот в сухой док крайне затруднительно.
Однако экономные немцы нашли выход из этой сложной ситуации и стали арендовать плавучие дома на сезон, который начинается в марте и завершается в конце ноября. Выбор на этом рынке действительно очень большой, а размер арендной платы зависит от класса жилья, времени года и места «швартовки». К примеру, стоимость недели проживания в пригороде Берлина начинается с 700 евро, а за отдых в течение семи дней на Балтийском море придется заплатить не менее 1000 евро.
В Италии мода на дома на воде появилась после Второй мировой войны, когда людям из-за нехватки жилья на суше пришлось в массовом порядке переселяться на баржи. Со временем эти суда стали считаться стационарным жильем, но в наши дни плавучие дома перекочевали в сегмент непозволительной роскоши для подавляющего большинства итальянцев. Поэтому в настоящее время с таких домах в основном останавливаются туристы. Этих людей обычные гостиничные номера не устраивают до такой степени, что они готовы платить за посуточную аренду номера на воде от 200 до 400 евро в зависимости от конфигурации и места «швартовки» судна.
Источник новости - сайт rg.ru
Комментарии 0
Похожие публикации
Как я сделал кресло-качалку из профильной трубы своими руками
Как в домашних условиях изготовить строител��ный шлакоблок
Как организовать место для хранения сверл из подручных материалов своими руками
Как можно сделать хороший гвоздодер в домашней мастерской
Как и из чего можно сделать водостойкий герметик в домашних условиях