Корабельные сосны: что это?
Данная хвойная порода ранее широко применялась в судостроении. Корабельные сосны отличаются от прочих разновидностей внешним видом, структурой и прочностью древесины. Культура зачастую произрастает в условиях сурового климата, что отражается на показателях сосновых деревьев.
Характеристики
Корабельными называются сосны, которые к возрасту 80-100 лет достигают высоты около 40 м, имеют прямой ствол диаметром от 0,5 м без сучков. Основные характеристики таких деревьев:
- древесина легкая, смолистая, прочная, крепкая, упругая;
- высокая сосна;
- ствол прямостоящий, достаточно однородный по высоте, без сучков.
На заметку! Места, где произрастали такие экземпляры, назывались мачтовыми лесами и корабельными рощами.
Сосны хорошо справляются по реке, не загнивают, благодаря небольшому весу и смоле. В судостроении учитывалась часть дерева, и в какую сторону света была направлена та или иная часть. У основания ствола нет ответвлений, древесные волокна ровные, поэтому бревно подходит для киля или распиливания на длинные доски. С северной стороны дерево получает меньше света и тепла, поэтому структура формируется более плотной и мелкослоистой, идет на строительство наиболее важных деталей.
Мачтовая сосна в диаметре должна составлять не меньше 0,5 м, только стройные, высокие экземпляры подходят для изготовления прочных корабельных мачт. Менее крепкие разновидности использовались для строительства подручных средств, лесов. Сосновая смола применялась для пропитки ткани парусов, канатов, пазов.
Далеко не каждая разновидность хвойной породы может считаться корабельной. Важно учитывать условия произрастания, признаки поражения вредителями. Естественный ареал распространения – сосновый бор таежных районов с суровым климатом. Иногда достойные экземпляры встречаются в центральной части России, произрастают на Северном Кавказе и в Крыму.
В кораблестроении используются всего 3 вида сосны:
Корабельная желтая сосна также называется тяжелой и орегонской. Высота зрелого растения составляет около 40 м, максимум 80 м. Диаметр прямостоячего ствола составляет 0,8-1,2 м. Крона конусоподобная или кругловатая. Кора желтоватая или красновато-коричневая, покрыта трещинами, чешуйчатыми пластинами. Веточки могут расти вниз или раскидисто вверх. Сучья толщиной до 2 см, крепкие, оранжево-коричневого окраса, с возрастом темнеют, становятся шершавыми. Иголочки гибкие, немного искривленные, расходятся на концах, собраны в пучки по 2-5 штучек, живут 4-6 лет, параметрами 7-25 см на 0,1-0,2 см. По краям хвоинок имеются беловатые устьичные линии. Обвертка постоянная, размером 1,5-3 см.
Сильно смолистые красно-коричневые почки желтой корабельной сосны имеют белую бахрому по краям, параметры 2х1 см. Шишки вызревают 1 раз за 2 года, раскрываются, теряя семенной материал, оставляя основу на веточках. Форма асимметричная, конусообразная, яйцеподобная. Длина 5-15 см, цвет красновато-коричневый, расположены одиночно, иногда попарно. Покрывные чешуйки растут по спирали по 5-7 штучек в ряду. Семена овальные, размером 0,4-0,9 см, коричневого или с желтоватым оттенком цвета, имеют крылышко 0,15-0,25 см, часто покрыты темными пятнышками.
Желтая корабельная сосна устойчива к пожарам. В основном произрастает в Северной Америке, в России встречается в средней полосе. В кораблестроении используется для изготовления рангоута. Древесина легкая, прочная, крепкая и упругая. В судостроении применяются также другие виды и сорта хвойной породы – обыкновенная, сибирская, Веймутова, Ламберта, Бунге. Главное условие – обладание необходимыми характеристиками.
Рудовые красные сосны, пригодные для корабельного дела, растут на возвышенностях с каменистыми суглинистыми или супесчаными почвенными слоями. Ядро таких пород окрашено в яркий или желтовато-красный цвет. Древесина смолистая, мелкослойная, характеризуется повышенной плотностью. Произрастает в северных регионах России. В судостроении используется для создания деревянной обшивки, в том числе железных кораблей, палубного настила, внутренней отделки бортов и трюмов, каютных щитков.
Мяндовая белая сосна характеризуется менее плотной и слоистой древесиной. Деревья произрастают на низменных глинистых грунтах в болотистой и подтапливаемой местности. Ядро имеет бледный желтоватый оттенок. Обработке данная разновидность поддается хорошо, легко пропитывается, не подвержена короблению. В судостроении используется для строительства временных лесов, подставочек, шаблонов.
Применение
Корабельные сосны до сих пор применяются при изготовлении плавучих судов. Произрастающие в суровых северных условиях подходят для производства особенно важных деталей, требующих прочности. Длинные доски получают из высоких деревьев, почти лишенных боковых ответвлений. Наиболее ровные и крепкие идут на изготовление мачт. Ранее также использовалась сосновая смола, пропитывающая детали кораблей.
Из сосновой древесины изготовляют мебель, обшивку домов, карандаши, улья, тес и гонт для крыш. Сырье долго не портится, устойчиво к гниению, характеризуется красивой окраской, долговечностью. Из коры корабельной сосны получают краску, дубильные вещества, пробковый слой применяется для производства теплоизоляционных плит. Орешки некоторых видов съедобны, пригодны для употребления в свежем виде и добавления в блюда.
Широкое применение находят живица и продукция ее переработки. При нагревании сосновой смолы водяным паром в результате образуются жидкий скипидар и твердая канифоль. Первый нужен для протравливания тканного полотна, производства пластмассы, камфары, красок и лаков. Скипидар применяется в народной медицине, дезинфицирует воздух. Пропитанная канифолью бумага становится прочной, удерживает чернила и типографскую краску. В мыло вещество добавляется в качестве пенообразователя. Используется для изготовления лаков, изоляторов, смазочных масел, сургуча.
Корабельные сосны – не отдельные виды хвойной породы, а деревья, характеризующиеся определенными качествами. В зависимости от условий выращивания меняется структура древесины. По окрасу ядра делятся на рудовые и мяндовые. Кроме судостроения культура находит применение в других областях промышленности, народной медицине, косметологии, кулинарии.
Ареал произрастания корабельных сосен — территории, где властвует суровый климат. Сосновые боры обосновались в таежных районах. Соснами заросли горные массивы. Немало их растет и в мягком климате, например, в Крыму.
Благодаря произрастанию в северных широтах с холодными климатическими условиями, сосна — хвойное дерево — обладает уникальной древесиной с отменными физико-механическими свойствами. Порода относится к востребованным строительным материалам.
Морфология
Корабельная сосна относится к роду вечнозеленых хвойников. Она обладает узенькой мягкой либо игольчатой хвоей. Хвоинки собраны в небольшие пучки (по 2-5 штук), унизывающие концы укороченных побегов. В вызревших шишках, вырастающих в длину до 3-10 сантиметров, срываются орешковидные семена, которые практически все снабжены крылышками.
Светолюбивые деревья, обладающие глубокой и мощной корневой системой, как правило, формируют однородные насаждения – сосновые рощи. Для обитания они предпочитают сухие кварцевые пески, лишенные плодородного гумуса, торфянистые почвы и сфагновые болота.
Превосходная пластичность корневой системы, интенсивное развитие корней, их способность захватывать существенные зоны почвенной толщи и проникать в ее глубинные слои, а также умение осиливать новые места с негативными свойствами обуславливают приспосабливаемость к разнообразным типам грунтов.
Характеристика дерева
Для древесины этого растения с высоченными прямыми стволами характерна особая прочность, твердость и смолистость. Это идеальный древесный материал для судостроения. Именно отсюда возникло название «корабельные сосны» – деревья с определенными свойствами. А лесные массивы, где в основном произрастают сосны, зовут «корабельными рощами» или «мачтовыми лесами». Суда, построенные из этих деревьев, именовали «плавучей сосной».
Высота деревьев, достигающих в обхвате полуметра, подбирается нередко к 70 метрам. На поверхности их стройных стволов почти совсем отсутствуют сучки. Повышенная ценность древесины этого растения заключается еще и в том, что в ней практически нет изъянов, у нее своеобразный красивый природный рисунок, оригинальная фактура.
Цветовая палитра древесины разнообразна. Она во многом зависит от тех условий, где произрастают корабельные сосны, фото которых всегда впечатляют. Цвет бывает беловато-желтых, красноватых и бурых оттенков. Изделия из нее отличаются высоким качеством и декоративностью.
Сосновая древесина обладает повышенной плотностью. Она в 1,5 раза больше, чем у обычных сосен. Также она не склонна к короблению, прекрасно плавает. Стволы срубленных растений легко сплавляются по рекам, изрезавшим глухую тайгу.
Смолистые вещества, которые выделяют корабельные сосны в больших количествах, предохраняют получаемые из нее материалы (бревна, брус, доски и прочее) от гниения, паразитирующих особей и грибков. Сооружения из них гораздо долговечнее, чем из других пород деревьев.
Виды корабельных сосен
Для кораблестроения подходит три сорта сосен: желтые, красные (рудовые) и белые (мяндовые). У желтых сосен, возносящихся на 50-70 метров ввысь, легкая, прочная, крепкая и упругая древесина. Из нее изготавливают элементы рангоута.
Красную сосну, затянувшую просторы северной российской полосы, ее сухие местечки и возвышенности, используют в производстве деревянной обшивки, применяемой в дизайне интерьера морских судов. Из нее делают палубные настилы. Ею обивают внутреннюю сторону бортов, трюмные отделения, каютные щиты и прочее.
Древесина белых сосен, предпочитающих болотистые и затапливаемые водой местности, используется при временных работах. Она применяется там, где нет необходимости в соблюдении особой прочности и крепости. Материалы из такой древесины годятся для сборки временных лесов, шаблонов, подставок и других элементов. Определить, какого сорта на снимке сосна, фото дерева вряд ли поможет. Для этой цели нужны древесные спилы.
Использование в кораблестроении
Кораблестроители особым образом использовали разные части стволов. Суда строились в соответствии с природными приметами. Важные детали изготовляли из части ствола, обращенной на север. Это позволяло получать твердые и прочные конструктивные элементы. Ведь дерево с северной стороны получает минимум тепла и солнца. А значит, древесина, взятая с северной стороны, мелкослойная, она отличается большей плотностью.
Самыми ровными древесными волокнами наделена лишенная нижних ветвей сосна. Высота дерева и ровные, без изъянов стволы, позволяли получать из бревен кили и длинные доски с ровной поверхностью.
Корабельщики минувших эпох использовали не только древесину растения для строительства водного транспорта, но и смолу. Они пропитывали ею паруса и канаты, латали пазы в различных суднах. Вследствие этого получали долговечные корабли с прочной оснасткой. Из высоких стройных могучих сосен сооружали суда для флота Российской империи.
Мачтовые деревья
Самые высокие корабельные сосны с прочными прямым стволами идеальны для изготовления мачт парусных судов. Их невероятно твердая и смолистая древесина особо прочна в центральной части стволов, там, где расположено ядро дерева.
Наружные слои заболони и ядра отличаются окраской. У ядра более интенсивный цвет, чем у заболони. Тона окраски ядра зависят от условий произрастания деревьев.
Охрана мачтовых лесов
К корабельным лесам предъявляются весьма высокие требования со времен Петра І. Их выращивают по определенным правилам, осуществляя строгий уход. Ведь в отрубе самое малое 12 вершков (48-54 сантиметра) должна иметь такая сосна. Фото дерева таких размеров прекрасно показывает его величие.
Рост сосен до нужных величин занимает довольно много времени. В связи с чем при Петре І приняли указы, налагающие запрет на вырубку сосняков, пригодных для кораблестроения. К заповедным растениям отнесли все 12-вершковые деревья. За нарушение распоряжения налагались огромные штрафы. За каждое самовольно вырубленное дерево приходилось отдавать 10 рублей штрафа (в то время как пуд ржи обходился всего в 15-20 копеек).
Кроме того что сосновые боры отнесли к заповедным лесам, Петром І было принято решение о закладке мачтовых сосняков. Он понимал, что корабельные сосны и дубы растут столетиями. Свободная вырубка лесов грозила быстрым их истреблением. Чтобы уберечь сосновые массивы от уничтожения, император установил государственный контроль над их использованием.
Дуб. — В кораблестроении употребляется преимущественно дуб, растущий в западных губерниях и дуб итальянский (адриатический). Как самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бинсом и т. д.; для погибистых частей шел дуб итальянский, который доставлялся преимущественно в кривых кряжах. Вследствие присутствия в древесине дубильной кислоты железное крепление в дубе скоро ржавело и разъедалось, поэтому в деревянных судах дубовые части крепились медными или цинкованными болтами; в железном же судостроении он употребляется в основном лишь на поделки внутри судна; на ватервейсы в батарейных и жилых палубах, на подушки и пяртнерсы вокруг мачт при деревянных матах; на фундаменты предметов, устанавливаемых на палубах, начиная с батарейной и ниже; на карнизы и пороги каютных переборок, рундуков и различных других помещений; на трапы ниже жилой палубы; на выделку анкерштоков (исключительно дуб западных губерний).
Тик растет в Индии (на Малабарском и Мульмейском берегах), юго-восточной Азии и на островах Яве и Цейлоне. Прочность и крепость такая же, как и дуба; недостаток его — подвергается червоточине. Дубильной кислоты в себе не содержит, потому употребляется вместо дуба на внешних частях корпуса железных судов: на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы, наружные буртики; на подушки по наружному борту; на настилку под орудиями, шпилями, битеньгами и стопорами цепных канатов; на пяртнерсы железных мачт во всех палубах, на сходные трапы верхней палубы и проч. В Англии тик употребляется для подкладки за броней.
Сосна. В кораблестроении употребляются три сорта: 1) желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. 2) Красная (рудовая) сосна растет в северной полосе России, на местах сухих и возвышенных. Употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и Дуб), внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. 3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п.
Лиственница растет в северной полосе России. Крепость большая, чем у сосны; не подвергается червоточине, долго сохраняется от гниения и возгорается труднее других пород. В деревянных судах заменяла иногда дуб в прямых частях корпуса судна: киле, киллоне, бимсах и т. д. В броненосных судах употребляется для подкладки за броней; затем служит для поделок внутри судна: ватервейсов, платформ, внутренней обшивки бортов и трюмных помещений, для стапель-блоков и т. п.
Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты, мачты и т. д.
Красное дерево растет в Вест-Индии (испанское красное дерево) и Центральной Америке (гондурасское красное дерево). Второе более крепкое, первое более красивое. Употребляется для поделок на верхней палубе: комингсы люков, рамы светлых люков, сходные и парадные трапы, сходные рубки и на отделку столярства и мебели в офицерских каютах. При постройке шлюпок употребляется для отделки шлюпок императорских яхт и на обшивку минных катеров.
Акация — растет в южной России и Северной Америке. Употребляется преимущественно для производства нагелей, для крепления деревянной обшивки.
Ясень — растет в Европе и северной Азии; отличается гибкостью и упругостью, но непрочен. Употребляется при постройке шлюпок на внутреннюю отделку (банки, заспинники, решетки, планширы, пиллерсы), на весла, флагштоки, тентовые стойки и т. п.); на каютные и столярные работы. Остальные породы деревьев при кораблестроении редко употреблялись, особенно для главных частей судна: На внутреннюю же отделку судов, кроме поименованных, идут самые разнообразные породы (орех, липа, карельская береза, птичий глаз [сахарный клен], палисандр и т. д.). Ср. "Мачтовое искусство" (1861, СПб., гл. VII); Окунев, "Кораблестроение" (1867, ч. II); Tredgold’s, "Elementary principles of carpentry" (1856); Ляслет, "Лес и строевое дерево". (перевод с англ., СПб. 1878).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Поразительная прямота ствола и небывалая высота. Помимо этого, на стволе сосны практически отсутствуют сучки. Древесина отличается смолистостью, прочностью и твёрдостью. В корабельных рощах сосны имеют высоту до 40 м и около полуметра в диаметре. Корабельщики прошлого интенсивно использовали сосновую смолу для пропитки канатов, парусов, осмолки пазов на судах и лодках.
Могучие, высокие и стройные сосны были прекрасной основой для возведения мощных кораблей, которыми издавна славилась Россия. Оттого и название — корабельная сосна. Сосновые леса часто называли «мачтовыми лесами» или «корабельными рощами» , а сами корабли — «плавучими соснами» .
"Древесина сосны не коробится и достаточно прочная. Сосновые бревна хорошо плавают, и их легко доставлять по рекам из самых глухих таежных лесов, они пропитаны смолистыми веществами, котоые предохраняют их от загнивания, отчего постройки из ни довольно долговечны» .
Корабельных дел мастера хорошо разбирались в том, как наилучшим способом использовать дерево. Например, они знали, что для самых ответственных деталей лучше брать древесину из той части ствола, которая при жизни дерева была обращена на север: она получала меньше солнца и тепла, а, значит, древесина здесь оказывалась более мелкослойной и плотной. Кроме того, у дерева, которое не имеет нижних ветвей, волокна древесины ровные, стало быть, из такого ствола может получиться прекрасное бревно для киля или несколько длинных ровных досок. К корабельному лесу предъявляли исключительно высокие требования: мачтовая сосна в отрубе должна была иметь диаметр не менее 12 вершков (54 см) . Стройные сосны шли на изготовление корабельных мачт.
Указом Петр І запрещал рубку сосняков. Заповедным деревом стала "сосна 12-и вершков (со стволом примерно 40—48 см в диаметре) . За каждое срубленное дерево полагался штраф до 10 рублей (пуд ржи стоил тогда 15—20 копеек) ". Петр I не только объявлял такие сосняки заповедными, но и закладывал их во многих местах России. Петр знал, что корабельные дубы и мачтовые сосны поспевают столетиями и при свободной рубке, обычной для того времени, могли быть истреблены очень быстро. Чтобы уберечь леса от такой угрозы, Петр устанавливает строгий государственный контроль за их использованием.
В кораблестроении употребляются три сорта:
1) желтая сосна (P. ponderosa) крупное дерево (до 50– 70 м) . Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута.
2) Красная (рудовая) сосна растет в северной полосе России, на местах сухих и возвышенных. Употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил, внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д.
3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п
Содержание статьи
- Что такое корабельная сосна
- Как определить озраст сосны
- Что делают из сосны
Отличительные особенности корабельных сосен
Древесина сосен отличается особой прочностью, твердостью, смолистостью и идеальна для судостроения, именно поэтому прямые стройные сосны называют «корабельными». В специально выращиваемых корабельных рощах высота сосен нередко достигает 40 м при обхвате дерева около полуметра. Кроме самой древесины, корабельщики в прошлом использовали для пропитки парусов и канатов сосновую смолу, ею же заделывали пазы в лодках и крупных судах. Таким образом оснастка становилась практически такой же долговечной, как и сам корабль.
Для возведения мощных и вместительных кораблей, которыми стала славиться Российская империя, могучие и стройные высокие сосны были самой хорошей основой. Отсюда и пошло название «корабельная сосна». Леса, в которых росли преимущественно сосны, называли еще «корабельными рощами», «мачтовыми лесами», а корабли называли «плавучей сосной».
Древесина у сосны плотная и не коробится, легко плавает. Поэтому срубленные сосновые бревна легко можно сплавить по рекам из самой глухой тайги. Смолистые вещества, которые во множестве выделяет древесина сосны, предохраняют бревна от гниения, и постройки из сосны по сравнению с другими породами дерева несомненно долговечней.
Использование сосновой древесины
Опытные мастера-кораблестроители прекрасно знали, каким образом использовать ту или иную часть дерева подходящим образом. Существовало много примет, согласно которым строился корабль: для самых прочных и ответственных деталей брали древесину из той части ствола, что была обращена на север. Связано это не с пустым суеверием, ведь дерево в этой части получает меньше тепла и солнца, поэтому древесина здесь более плотная и мелкослойная.
Волокна древесины ровнее всего у того дерева, которое не имеет нижних ветвей. Из таких бревен получаются кили или ровные длинные доски.
К корабельному лесу в обмен на правила выращивания, строгий уход и контроль, предъявляли крайне высокие требования. Корабельная сосна должна была иметь в отрубе не менее полуметра. Чтобы вырастить такое дерево, понадобилось бы немало времени, и поэтому были приняты указы, запрещающие вырубать деревя, которые могут пригодиться в кораблестроении. За невыполнение распоряжения нарушителю грозили большие штрафы. Корабельные сосны растут не слишком быстро, поэтому такой запрет вполне оправдан. Более молодые и стройные деревья использовались для мачт и прочих снастей.