Написать нам

Почему говорят корабельная сосна?

Огород

Поразительная прямота ствола и небывалая высота. Помимо этого, на стволе сосны практически отсутствуют сучки. Древесина отличается смолистостью, прочностью и твёрдостью. В корабельных рощах сосны имеют высоту до 40 м и около полуметра в диаметре. Корабельщики прошлого интенсивно использовали сосновую смолу для пропитки канатов, парусов, осмолки пазов на судах и лодках.

Могучие, высокие и стройные сосны были прекрасной основой для возведения мощных кораблей, которыми издавна славилась Россия. Оттого и название — корабельная сосна. Сосновые леса часто называли «мачтовыми лесами» или «корабельными рощами» , а сами корабли — «плавучими соснами» .

"Древесина сосны не коробится и достаточно прочная. Сосновые бревна хорошо плавают, и их легко доставлять по рекам из самых глухих таежных лесов, они пропитаны смолистыми веществами, которые предохраняют их от загнивания, отчего постройки из ни довольно долговечны» .

Корабельных дел мастера хорошо разбирались в том, как наилучшим способом использовать дерево. Например, они знали, что для самых ответственных деталей лучше брать древесину из той части ствола, которая при жизни дерева была обращена на север: она получала меньше солнца и тепла, а, значит, древесина здесь оказывалась более мелкослойной и плотной. Кроме того, у дерева, которое не имеет нижних ветвей, волокна древесины ровные, стало быть, из такого ствола может получиться прекрасное бревно для киля или несколько длинных ровных досок. К корабельному лесу предъявляли исключительно высокие требования: мачтовая сосна в отрубе должна была иметь диаметр не менее 12 вершков (54 см) . Стройные сосны шли на изготовление корабельных мачт.

Указом Петр І запрещал рубку сосняков. Заповедным деревом стала "сосна 12-и вершков (со стволом примерно 40—48 см в диаметре) . За каждое срубленное дерево полагался штраф до 10 рублей (пуд ржи стоил тогда 15—20 копеек) ". Петр I не только объявлял такие сосняки заповедными, но и закладывал их во многих местах России. Петр знал, что корабельные дубы и мачтовые сосны поспевают столетиями и при свободной рубке, обычной для того времени, могли быть истреблены очень быстро. Чтобы уберечь леса от такой угрозы, Петр устанавливает строгий государственный контроль за их использованием.

В кораблестроении употребляются три сорта:
1) желтая сосна (P. ponderosa) крупное дерево (до 50– 70 м) . Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута.

2) Красная (рудовая) сосна растет в северной полосе России, на местах сухих и возвышенных. Употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил, внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д.

3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочноти и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п

Содержание статьи

Почему говорят корабельная сосна?

  • Что такое корабельная сосна
  • Как определить возраст сосны
  • Что делают из сосны

Отличительные особенности корабельных сосен

Древесина сосен отличается особой прочностью, твердостью, смолистостью и идеальна для судостроения, именно поэтому прямые стройные сосны называют «корабельными». В специально выращиваемых корабельных рощах высота сосен нередко достигает 40 м при обхвате дерева около полуметра. Кроме самой древесины, корабельщики в прошлом использовали для пропитки парусов и канатов сосновую смолу, ею же заделывали пазы в лодках и крупных судах. Таким образом оснастка становилась практически такой же долговечной, как и сам корабль.

Для возведения мощных и вместительных кораблей, которыми стала славиться Российская империя, могучие и стройные высокие сосны были самой хорошей основой. Отсюда и пошло название «корабельная сосна». Леса, в которых росли преимущественно сосны, называли еще «корабельными рощами», «мачтовыми лесами», а корабли называли «плавучей сосной».

Древесина у сосны плотная и не коробится, легко плавает. Поэтому срубленные сосновые бревна легко можно сплавить по рекам из самой глухой тайги. Смолистые вещества, которые во множестве выделяет древесина сосны, предохраняют бревна от гниения, и постройки из сосны по сравнению с другими породами дерева несомненно долговечней.

Использование сосновой древесины

Опытные мастера-кораблестроители прекрасно знали, каким образом использовать ту или иную часть дерева подходящим образом. Существовало много примет, согласно которым строился корабль: для самых прочных и ответственных деталей брали древесину из той части ствола, что была обращена на север. Связано это не с пустым суеверием, ведь дерево в этой части получает меньше тепла и солнца, поэтому древесина здесь более плотная и мелкослойная.

Волокна древесины ровнее всего у того дерева, которое не имеет нижних ветвей. Из таких бревен получаются кили или ровные длинные доски.

К корабельному лесу в обмен на правила выращивания, строгий уход и контроль, предъявляли крайне высокие требования. Корабельная сосна должна была иметь в отрубе не менее полуметра. Чтобы вырастить такое дерево, понадобилось бы немало времени, и поэтому были приняты указы, запрещающие вырубать деревья, которые могут пригодиться в кораблестроении. За невыполнение распоряжения нарушителю грозили большие штрафы. Корабельные сосны растут не слишком быстро, поэтому такой запрет вполне оправдан. Более молодые и стройные деревья использовались для мачт и прочих снастей.

Данная хвойная порода ранее широко применялась в судостроении. Корабельные сосны отличаются от прочих разновидностей внешним видом, структурой и прочностью древесины. Культура зачастую произрастает в условиях сурового климата, что отражается на показателях сосновых деревьев.

Почему говорят корабельная сосна?

Характеристики

Корабельными называются сосны, которые к возрасту 80-100 лет достигают высоты около 40 м, имеют прямой ствол диаметром от 0,5 м без сучков. Основные характеристики таких деревьев:

  • древесина легкая, смолистая, прочная, крепкая, упругая;
  • высокая сосна;
  • ствол прямостоящий, достаточно однородный по высоте, без сучков.

На заметку! Места, где произрастали такие экземпляры, назывались мачтовыми лесами и корабельными рощами.

Сосны хорошо справляются по реке, не загнивают, благодаря небольшому весу и смоле. В судостроении учитывалась часть дерева, и в какую сторону света была направлена та или иная часть. У основания ствола нет ответвлений, древесные волокна ровные, поэтому бревно подходит для киля или распиливания на длинные доски. С северной стороны дерево получает меньше света и тепла, поэтому структура формируется более плотной и мелкослоистой, идет на строительство наиболее важных деталей.

Мачтовая сосна в диаметре должна составлять не меньше 0,5 м, только стройные, высокие экземпляры подходят для изготовления прочных корабельных мачт. Менее крепкие разновидности использовались для строительства подручных средств, лесов. Сосновая смола применялась для пропитки ткани парусов, канатов, пазов.

Почему говорят корабельная сосна?

алеко не каждая разновидность хвойной породы может считаться корабельной. Важно учитывать условия произрастания, признаки поражения вредителями. Естественный ареал распространения – сосновый бор таежных районов с суровым климатом. Иногда достойные экземпляры встречаются в центральной части России, произрастают на Северном Кавказе и в Крыму.

В кораблестроении используются всего 3 вида сосны:

Корабельная желтая сосна также называется тяжелой и орегонской. Высота зрелого растения составляет около 40 м, максимум 80 м. Диаметр прямостоячего ствола составляет 0,8-1,2 м. Крона конусоподобная или кругловатая. Кора желтоватая или красновато-коричневая, покрыта трещинами, чешуйчатыми пластинами. Веточки могут расти вниз или раскидисто вверх. Сучья толщиной до 2 см, крепкие, оранжево-коричневого окраса, с возрастом темнеют, становятся шершавыми. Иголочки гибкие, немного искривленные, расходятся на концах, собраны в пучки по 2-5 штучек, живут 4-6 лет, параметрами 7-25 см на 0,1-0,2 см. По краям хвоинок имеются беловатые устьичные линии. Обвертка постоянная, размером 1,5-3 см.

Почему говорят корабельная сосна?

Сильно смолистые красно-коричневые почки желтой корабельной сосны имеют белую бахрому по краям, параметры 2х1 см. Шишки вызревают 1 раз за 2 года, раскрываются, теряя семенной материал, оставляя основу на веточках. Форма асимметричная, конусообразная, яйцеподобная. Длина 5-15 см, цвет красновато-коричневый, расположены одиночно, иногда попарно. Покрывные чешуйки растут по спирали по 5-7 штучек в ряду. Семена овальные, размером 0,4-0,9 см, коричневого или с желтоватым оттенком цвета, имеют крылышко 0,15-0,25 см, часто покрыты темными пятнышками.

Желтая корабельная сосна устойчива к пожарам. В основном произрастает в Северной Америке, в России встречается в средней полосе. В кораблестроении используется для изготовления рангоута. Древесина легкая, прочная, крепкая и упругая. В судостроении применяются также другие виды и сорта хвойной породы – обыкновенная, сибирская, Веймутова, Ламберта, Бунге. Главное условие – обладание необходимыми характеристиками.

Рудовые красные сосны, пригодные для корабельного дела, растут на возвышенностях с каменистыми суглинистыми или супесчаными почвенными слоями. Ядро таких пород окрашено в яркий или желтовато-красный цвет. Древесина смолистая, мелкослойная, характеризуется повышенной плотностью. Произрастает в северных регионах России. В судостроении используется для создания деревянной обшивки, в том числе железных кораблей, палубного настила, внутренней отделки бортов и трюмов, каютных щитков.

Почему говорят корабельная сосна?

Мяндовая белая сосна характеризуется менее плотной и слоистой древесиной. Деревья произрастают на низменных глинистых грунтах в болотистой и подтапливаемой местности. Ядро имеет бледный желтоватый оттенок. Обработке данная разновидность поддается хорошо, легко пропитывается, не подвержена короблению. В судостроении используется для строительства временных лесов, подставочек, шаблонов.

Применение

Корабельные сосны до сих пор применяются при изготовлении плавучих судов. Произрастающие в суровых северных условиях подходят для производства особенно важных деталей, требующих прочности. Длинные доски получают из высоких деревьев, почти лишенных боковых ответвлений. Наиболее ровные и крепкие идут на изготовление мачт. Ранее также использовалась сосновая смола, пропитывающая детали кораблей.

Из сосновой древесины изготовляют мебель, обшивку домов, карандаши, улья, тес и гонт для крыш. Сырье долго не портится, устойчиво к гниению, характеризуется красивой окраской, долговечностью. Из коры корабельной сосны получают краску, дубильные вещества, пробковый слой применяется для производства теплоизоляционных плит. Орешки некоторых видов съедобны, пригодны для употребления в свежем виде и добавления в блюда.

Широкое применение находят живица и продукция ее переработки. При нагревании сосновой смолы водяным паром в результате образуются жидкий скипидар и твердая канифоль. Первый нужен для протравливания тканного полотна, производства пластмассы, камфары, красок и лаков. Скипидар применяется в народной медицине, дезинфицирует воздух. Пропитанная канифолью бумага становится прочной, удерживает чернила и типографскую краску. В мыло вещество добавляется в качестве пенообразователя. Используется для изготовления лаков, изоляторов, смазочных масел, сургуча.

Почему говорят корабельная сосна?

Корабельные сосны – не отдельные виды хвойной породы, а деревья, характеризующиеся определенными качествами. В зависимости от условий выращивания меняется структура древесины. По окрасу ядра делятся на рудовые и мяндовые. Кроме судостроения культура находит применение в других областях промышленности, народной медицине, косметологии, кулинарии.

Почему говорят корабельная сосна?

На территории России, как известно специалистам более 50 видов всем известной сосны. Это дерево ценится в лесоперерабатывающей промышленности за особые характеристики ее древесины, позволяющие широко использовать заготовленный пиломатериал. Сфера использования приготовленной древесины смолы зависит и от того, где производится предварительная заготовка древесины.

Учитываемые характеристики древесины сосны

Внешний вид сосны знаком подавляющему большинству россиян, так как это дерево произрастает в разных климатических зонах. В зависимости от условий климата местности сосна несколько отличается своими основными характеристиками.

Это дерево относится к хвойным породам, в высоту оно может вырастать до 50 метров, есть отдельные экземпляры деревьев, вырастающие и свыше 70 метров. Ствол дерева почти прямой, в диаметре может достигать одного метра. Сосна быстро растет, в строительстве чаще всего используется то дерево, возраст которого превышает столетний рубеж.

В строительстве древесина ценится за несколько самых своих немаловажных качеств:

  • Сосна, заготавливаемая в северных областях с суровым климатом, имеет мало сучков, почти всегда прямой ствол и минимальное расстояние между годовыми кольцами. Расстояние между кольцами влияет на прочность, мягкость и рыхлость всего пиломатериала, поэтому чем оно меньше, тем лучше.
  • Сосна между своими волокнами содержит смолу, этот природный антисептик прекрасно защищает дерево от микробов и гниения. Поэтому практичность данного строительного материала оценивается на пять баллов.
  • У дерева минимальный перепад в диаметре между его нижней и ерхней частью, что влияет на удобство обработки и позволяет заготовить разные по форме пиломатериалы.
  • Древесина сосны просто обрабатывается доступными инструментами.

Это основные, учитываемые при правильном выборе строительного материала, параметры. Но есть также определенная часть характеристик, которые также имеют немаловажное значение. Древесина сосны после правильно цикла высушивания легко подвергается обработки, ее можно красить, покрывать лаком. Сосна используется для изготовления мебели, это дерево хорошо подходит для настилки полов, изготовления рам, ставней. Заготовки из сосны легко и прочно склеиваются.

Прочность

За высокие прочностные свойства ценится та древесина сосны, заготовка которой производилась в северных регионах. Такая сосна по своей твердости и прочности уступает только одному дереву – кавказкой пихте.

Сосна имеет разные пределы своей прочности. Если посчитать прочность древесины на изгибе, то она будет составлять от 70 и до 92 Мпа. Прочность, определяемая при сжатии вдоль древесных волокон, находится в пределах от 40 и до 49 МПА.

Природная влажность

Почему говорят корабельная сосна?

Растущее, то есть еще не срубленное дерево, имеет разный процент влажности в зависимости от части ствола. В заболони природная влажность этого дерева достигает от 110 и до 115%, в ядре влажность в основном остается на уровне 33%.

Процент влажности ядра на всем протяжении ствола практически всегда остается неизменным, а влажность заболони в вершине выше.

Отмечается также некоторое колебание влажности в зависимости от времени суток и от сезона. Самая высокая влажность у дерева выявляется в утренние часы, вечером она доходит до минимума, ночью начинает возрастать. Если измерить влажность только что срубленного дерева, то ее среднее значение доходит до 80%.

Плотность

Так как сосна относится к группе деревьев с хвоей, то ее древесина имеет минимальную плотность. Среднее высчитанное значение при обычной, то есть стандартной влажности в 12%, составляет у часто используемых пород 505 кг/куб. м. Плотность сосны, прошедшей цикл сушки, доходит до 480 кг/куб. м.

Химические составляющие

Химический состав всего дерева сосны, включая хвою, кору, шишки весьма разнообразен. Все свойства биологически активных веществ этой породы деревьев человек научился использовать себе на благо в разных отраслях промышленности, включая медицину.

Процентное содержание основных химических веществ зависит от того, где произрастало заготовленное дерево. Из древесины благодаря ее основным элементам получают скипидар, широко используемый в медицинской отрасли. В лесохимическом производстве ценится добываемый особым образом канифоль.

Цвет и текстура древесины сосны

Древесина только что спиленной сосны преимущественно имеет ядро слегка розоватой окраски, со временем оно становится красным с буроватым отливом. Цвет заболони варьируется от слегка желтоватого до почти красного. Волокна у древесины разных пород сосны в основном прямые. А текстура оценивается специалистами как средне-грубая. Естественно, что цвет древесины зависит от многих факторов, это и местность произрастания, возраст дерева и его порода.

Нормы по ГОСТ

Для того, чтобы выставить сорт заготовленного пиломатериала необходимо использовать определенные стандарты или ГОСТ. При этом оценивают диаметр ствола, его искривление, наличие естественных и искусственных дефектов. Все это нужно, чтобы определить сорт заготовки, согласно которому в дальнейшем определяется и сфера использования пиломатериала.

Температура горения и теплопроводность

Общая теплота сгорания древесины сосны составляет 4,4 кВт•ч/кг или 1700 кВт•ч/м³. Этот показатель считается одним из самых лучших для дров. Поленья из сосны широко применяются для отопления частных домов. Брикеты и отходы производства часто применяются на тепловых станциях.

Теплопроводность древесины сосны возрастает по мере увеличения плотности этого дерева. По теплоизоляции сосна превышает показатели алюминия и ПВХ, используемого при изготовлении оконных блоков.

Виды сосен и особенности их древесины

Известно, что на территории России широко распространено более 50 видов сосны. Некоторые из них за счет своих свойств и текстуры древесины ценятся в лесоперерабатывающем производстве.

Обыкновенная

Сосна обыкновенная встречается повсеместно в Сибири, на Урале и на большей части Европы. Средня продолжительность жизни около 200 лет, хотя есть деревья и перешагнувшие 400 летний рубеж.

Древесина у этого вида сосны одна из самых плотных, содержит большое количество смолы, и потому мало подвергается гниению. Ценные при изготовлении пиломатериала свойства древесины, такие как твердость и легкость обработки, зависят в основном от влажности грунта и среднестатистических температурных условий.

Спросом пользуется древесина сосны, произрастающей на сухих почвах. Экологичность сосны оценивается на пять баллов, в сосновых лесах легко дышится, а особые эфирные вещества способствуют уничтожению различных инфекционных возбудителей.

Фото сосны обыкновенной

Почему говорят корабельная сосна?

Сибирская

Сосна сибирская имеет и другое название – сосна кедровая. В благоприятных условиях это дерево растет и до 800 лет. Кора этого дерева достаточно тонкая, поэтому легко наносятся древесине механические повреждения и также легко внутрь проникают грибки, вызывающие гниение.

От сосны обыкновенной сосну сибирскую можно отличить по более крупным смоляным ходам. Древесина этого дерева мягкая, легко обрабатывается, хорошо удерживает тепло. Смолистый, устойчивый запах отпугивает множество насекомых, поэтому древесину используют для изготовления домашней мебели, досок для полов.

В древности именно из этого дерева изготавливали посуду для разных молочных продуктов. В ней не заводились микробы, и потому молоко долго оставалась свежим. Легкость обработки оценивается на пять баллов в том случае, если на дереве мало сучков.

А так на фото выглядит сибирская сосна

Почему говорят корабельная сосна?

Карельская

Этот вид дерева растет в северных районах нашей родины и наверное потому отличается самыми востребованными в строительстве характеристиками. Карельская сосна имеет меньшую высоту по сравнению с ее южными сородичами. Отличить ее можно по плотно расположенным годичным кольцам.

Древесина этого дерева особо прочная, устойчива к процессам гниения, редко поражается насекомыми-вредителями и грибком. Изготовленные из карельской сосны изделия отличаются самой высокой долговечностю. Именно бревна карельской сосны строители советуют укладывать на нижние венцы деревянного дома.

Фото карельской сосны

Почему говорят корабельная сосна?

Крымская

Крымская сосна это южный подвид дерева, произрастает в основном на склонах гор Крыма. Отличить от других видов сосны можно по сероватой коре, так как у других деревьев этой хвойной породы она с красноватым отливом. За счет высокой газоустойчивости это дерево широко применяется для озеленения городских улиц южных городов.

Высокое содержание смолы позволяет использовать древесину крымской сосны в изготовлении портовых сооружений, дамб, музыкальных инструментов и мебели.

Фото крымской сосны

Почему говорят корабельная сосна?

Корабельная

Корабельная сосна это не определенный вид этой породы деревьев, а отдельное дерево, отличающееся некоторыми характеристиками. Корабельной сосной называют то дерево, которое имеет особо гладкий ствол, самое малое количество сучков.

Дерево должно иметь определенную твердость и прочность, учитывается и содержание смолистых веществ в нем. Раньше специально выращивали целые рощи корабельных деревьев, за ними осуществляли специальный уход и надзор.

Так выглядят корабельные сосны

Почему говорят корабельная сосна?

Голубая

Голубой сосной часто называют особый сорт этого дерева — Glauca. Хвоя этого дерева имеет серебристо-голубоватый оттенок. Часто это дерево выращивается именно в декоративных целях. Внешний вид этого вида сосны оценивается на пять баллов, это дерево может с успехом заменить ценную голубую ель.

Фото голубой сосны

Почему говорят корабельная сосна?

Что лучше: древесина сосны или лиственницы

Древесина лиственницы по сравнению с сосной более прочная и практически не подвержена в сухом виде гниению. У сосны широкая заболонь, которая не удаляется при обработке, но ее нужно для прочности обрабатывать специальными антисептиками. У лиственницы заболонь узкая. Отличается сосна от лиственницы и огнестойкостью — у древесины лиственницы сопротивление огню практически в два раза выше.

У сосны также есть и свое преимущество – стоит эта древесина почти в два раза меньше. Цена пиломатериала из сосны оценивается на 4 балла. Решая, какую древесину выбрать, необходимо учитывать, для каких целей она предназначена. Эксперты советую при возведении деревянного сруба на нижних венцах использовать лиственницу, а дальше сосну или ель.

О том, как при покупке отличить древесину сосны от ели, расскажет видео:

Дуб. — В кораблестроении употребляется преимущественно дуб, растущий в западных губерниях и дуб итальянский (адриатический). Как самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бинсом и т. д.; для погибистых частей шел дуб итальянский, который доставлялся преимущественно в кривых кряжах. Вследствие присутствия в древесине дубильной кислоты железное крепление в дубе скоро ржавело и разъедалось, поэтому в деревянных судах дубовые части крепились медными или цинкованными болтами; в железном же судостроении он употребляется в основном лишь на поделки внутри судна; на ватервейсы в батарейных и жилых палубах, на подушки и пяртнерсы вокруг мачт при деревянных мачтах; на фундаменты предметов, устанавливаемых на палубах, начиная с батарейной и ниже; на карнизы и пороги каютных переборок, рундуков и различных других помещений; на трапы ниже жилой палубы; на выделку анкерштоков (исключительно дуб западных губерний).

Тик растет в Индии (на Малабарском и Мульмейском берегах), юго-восточной Азии и на островах Яве и Цейлоне. Прочность и крепость такая же, как и дуба; недостаток его — подвергается червоточине. Дубильной кислоты в себе не содержит, потому употребляется вместо дуба на внешних частях корпуса железных судов: на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы, наружные буртики; на подушки по наружному борту; на настилку под орудиями, шпилями, битеньгами и стопорами цепных канатов; на пяртнерсы железных мачт во всех палубах, на сходные трапы верхней палубы и проч. В Англии тик употребляется для подкладки за броней.

Сосна. В кораблестроении употребляются три сорта: 1) желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. 2) Красная (рудовая) сосна растет в северной полосе России, на местах сухих и возвышенных. Употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и Дуб), внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. 3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п.

Лиственница растет в северной полосе России. Крепость большая, чем у сосны; не подвергается червоточине, долго сохраняется от гниения и возгорается труднее других пород. В деревянных судах заменяла иногда дуб в прямых частях корпуса судна: киле, киллоне, бимсах и т. д. В броненосных судах употребляется для подкладки за броней; затем служит для поделок внутри судна: ватервейсов, платформ, внутренней обшивки бортов и трюмных помещений, для стапель-блоков и т. п.

Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты, мачты и т. д.

Красное дерево растет в Вест-Индии (испанское красное дерево) и Центральной Америке (гондурасское красное дерево). Второе более крепкое, первое более красивое. Употребляется для поделок на верхней палубе: комингсы люков, рамы светлых люков, сходные и парадные трапы, сходные рубки и на отделку столярства и мебели в офицерских каютах. При постройке шлюпок употребляется для отделки шлюпок императорских яхт и на обшивку минных катеров.

Акация — растет в южной России и Северной Америке. Употребляется преимущественно для производства нагелей, для крепления деревянной обшивки.

Ясень — растет в Европе и северной Азии; отличается гибкостью и упругостью, но непрочен. Употребляется при постройке шлюпок на внутреннюю отделку (банки, заспинники, решетки, планширы, пиллерсы), на весла, флагштоки, тентовые стойки и т. п.); на каютные и столярные работы. Остальные породы деревьев при кораблестроении редко употреблялись, особенно для главных частей судна: На внутреннюю же отделку судов, кроме поименованных, идут самые разнообразные породы (орех, липа, карельская береза, птичий глаз [сахарный клен], палисандр и т. д.). Ср. "Мачтовое искусство" (1861, СПб., гл. VII); Окунев, "Кораблестроение" (1867, ч. II); Tredgold’s, "Elementary principles of carpentry" (1856); Ляслет, "Лес и строевое дерево". (перевод с англ., СПб. 1878).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Теги: Огород
Рейтинг 59
Просмотры 14475

Комментарии 0

Отправить

Минуточку внимания

Похожие публикации

Лучшие публикации