Написать нам

Почтовые голуби — немного истории

Огород

Крылатые вестники

Почтовые голуби — немного историиПоразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если ее увезти на значительное расстояние в состоянии глубокого наркоза.

В научной литературе эту способность называют "хоумингом" — инстинктом возвращения домой. Пока мы только частично понимаем тот механизм, который позволяет голубям определить направление полета, из множества городов найти нужный, из тысяч похожих домов определить один и из сотен окон отыскать именно свое. Мозг голубя развит до такой степени, что его можно назвать природным компьютером.

Информации, которую приходится сортировать этому компьютеру, предостаточно. Для определения своего местоположения относительно дома голуби используют самые различные сведения.

Глаза голубя занимают большую часть объема его черепа и устроены так, что могут выбирать в поле зрения лишь ту информацию, которая требуется на данный момент, игнорируя все остальное. Поразительная острота зрения в сочетании с отличной памятью и понятливостью позволяют голубям формировать на основе зрительных впечатлений сложные понятия и умело оперировать ими. Кроме того, разницу между темнотой и светом эти птицы могут различать даже кожей!

Важную — хотя и не определяющую, как когда-то считалось, — роль играют геомагнитные ориентиры. Сразу после появления птенца на свет магнито-рецепторная система юного голубя, находящаяся в верхней части его клюва, определяет уровень магнитной напряженности в месте расположения гнезда и запоминает его как точку отсчета.

Голуби слышат инфразвук — звуковые колебания частотой менее 10 герц. Кроме ориентации при полетах на дальние расстояния, эта способность позволяет предчувствовать перемены погоды и природные катастрофы — ведь инфразвуки порождаются различными природными катаклизмами — грозами, землетрясениями, ураганами.

В последние годы проверяется гипотеза о дополнительной ориентации почтовых голубей по запаху. Наконец, новейшие исследования показали, что эти птицы могут ориентироваться на местности, просто следуя по маршрутам, когда-то проложенным самими людьми. Например, некоторые итальянские голуби выучили расположение дорог еще с древнеримских времен и до сих пор летают из Рима на север и обратно вдоль Виа Аврелиа — старого прибрежного пути, в 241 г. до н.э. соединившего Вечный город с Галлией (нынешней Францией). Они явно предпочитают этот проверенный веками маршрут шоссейным магистралям и железнодорожным путям.

То, что создала природа, затем отшлифовал человек. Современные спортивные голуби так же отличаются от обычных сизарей, как профессиональные спортсмены от рядовых болельщиков. Поколения голубеводов путем тщательного отбора тренировок усовершенствовали их скоростные качества и выносливость, придали их телам обтекаемость и оптимальные габариты. Спортивный голубь — это клубок мышц, совершенная машина для покорения воздушного пространства.

Специализированная почтовая порода голубей была выведена в первой половине XIX века в Бельгии. Порода возникла в результате скрещивания двух бельгийских пород — люттихской и антверпенской. Типовые различия сглаживались постепенно в результате внутрипородного скрещивания и стерлись окончательно к 1840 году. В конечном итоге возник своего рода шедевр — мощная, легкая и быстрая птица, способная без устали пролететь несколько сотен километров со скоростью более 100 км/ч. Однако ко времени появления этого совершенного почтальона использование голубей самых различных пород для передачи информации насчитывало не одну тысячу лет.

Вам пришла голубеграмма

Почтовые голуби — немного историиЕще древние греки и римляне посылали голубей с сообщениями. Римский историк и натуралист Плиний Старший описал, как комендант осажденной Мутины Деций Брут в 43 году до н.э. сумел оповестить консула Гирция, который и подоспел с войсками на выручку. Юлий Цезарь использовал голубиную почту для связи с Римом во время своих многочисленных военных кампаний.

Упоминания о почтовых голубях встречаются во многих средневековых исторических хрониках. Считается, что настоящая история почтового голубеводства начинается в эпоху крестовых походов. При этом крестоносцы, скорее всего, позаимствовали эту практику на мусульманском Востоке.

Именно там была организована первая "правительственная" голубиная почта, создание которой приписывают Нур ад-Дину Зенги, султану Алеппо (правил в 1146-1174 гг.). Распространив в сражениях с крестоносцами свою власть на большую часть Сирии и Египет, он в 1167 г. для лучшего управления обширными владениями приказал построить целую сеть почтовых станций ("голубиных башен").

Известие о внезапном захвате порта Дамиетты армией французского короля Людовика Святого в 1249 г. было передано египетскому султану Наджм ад-Дину также с помощью голубей — это позволило мусульманам быстро контратаковать и разгромить короля-крестоносца.

В Европе и ее заморских колониях голубиная почта, организованная на "государственных" началах, отсутствовала до второй половины XIX века — притом, что активно создавались и использовались частные "почтовые линии", приносившие своим владельцам немалые преимущества.

Во время наполеоновских войн голубиная связь позволила заложить капитал знаменитого банкирского дома Ротшильдов. Живший в Лондоне Натан Ротшильд (бывший, кстати, не только банкиром, но и завзятым голубятником) откомандировал на континент нескольких агентов, которые, имея при себе почтовых птиц, следовали по пятам за французской армией и немедленно сообщали в Англию обо всех важных событиях. С их помощью Ротшильд узнал о разгроме французов при Ватерлоо на три дня раньше английского правительства. Курс английских ценных бумаг до этой битвы был очень низким, а после известия о поражении Наполеона быстро поднялся, чем и воспользовался Ротшильд, умело сыграв на повышении. Эта операция принесла ему миллионные доходы.

Часто использовали этот вид коммуникации журналисты, нуждавшиеся в оперативной информации. В середине XIX века почтарей взяли на вооружение руководители известного информационного агентства Рейтер (Reuters), поскольку птицы доставляли известия быстрее и надежнее всех имевшихся тогда средств связи. Во время французской революции 1848 г. редакции бельгийских "вечерок" благодаря голубиной связи получали известия из столицы Франции иногда даже раньше, чем эти новости публиковались в парижских утренних выпусках.

Почтовые голуби — немного истории Знаки оплаты голубиной почты

Впервые голуби были утверждены в качестве официального средства доставки корреспонденции во время осады Парижа прусскими войсками в 1870 году. Почтовые птицы "высылались" за пределы блокированного города на воздушных шарах. "Баллонная почта" Парижа кроме депеш, адресованных из столицы прочим французам, переправляла в своих корзинах и клетки с парижскими почтарями. Ответные послания для Парижа подготавливались в Туре. В Париже был открыт "голубиный почтамт", где происходила расшифровка полученных сообщений. В осажденный город доставлялись как государственые сообщения, так и частные письма. 4 ноября 1870 года почтовое ведомство издало специальный декрет, первая статья которого говорила: "Всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении, и в пределах, указанных в приказе начальника управления". Во время осады Парижа голуби доставили свыше миллиона только частных писем. Позднее благодарные парижане поставили памятник почтовому голубю.

В России первую регулярную почтово-голубиную связь организовал князь Голицын в 1854 г. Трасса длиной в 90 верст проходила между его поместьем в Москве и имением в деревне Симы. 37 лет спустя, в 1891 г., на Петербургской станции почтовых голубей при воздухоплавательной команде военного ведомства была учреждена линия голубиной связи Санкт-Петербург — Москва. Затем военное ведомство создало ряд крупных станций постоянной голубиной связи нескольких военных округов (в основном на южной и западной границах).

Однако все эти страницы были лишь временными эпизодами в истории голубиной почты. Регулярная почтово-голубиная связь была организована в конце девятнадцатого века в Новой Зеландии. Связь между Новой Зеландией и многочисленными островами Большого барьерного рифа была затруднена — ведь радиосвязи еще не существовало. В 1890 г. возникла идея организовать доставку корреспонденции с помощью голубей. К 1896 году открылась регулярная почтовая линия Окленд — остров Окупу. Вскоре голубиная почта охватила и другие острова — она стала настолько массовой, что в 1898 была выпущена специальная почтовая марка тиражом 1800 экземпляров. Выпуски марок для голубиной почты продолжались и в следующие годы. Номиналы марок были разные: синяя стоила 6 пенсов, а красная 1 шиллинг. Разница номиналов отражала различие тарифов по направлениям: дело в том, что обучить птиц лететь к островам Барьерного рифа от новозеландского побережья оказалось гораздо труднее, чем от архипелага к Новой Зеландии.

Почтовые голуби — немного истории Знаки оплаты голубиной почты

Успех голубиной почты островов Большого барьерного рифа побудил синдикат Маротири, находящийся на одноименном архипелаге, организовать собственную линию. В 1899 году для нее была выпущена первая почтовая марка. В дальнейшем вышло еще несколько выпусков марок. Голубиная почта была закрыта в 1908 году, после прокладки телефонного кабеля.

На родине голубиной почты, в Новой Зеландии, в память об этом учреждении ежегодно проводится популярное у филателистов мероприятие "Stamp week", сопровождаемое "одноразовой доставкой" голубиной почты. Письма, доставленные почтовыми голубями, зачастую франкируются марками, выпущенными специально для этого случая. Готовятся для них и специальные почтовые штемпели. О работе этой службы напоминают сейчас также периодические олимпиады почтовых голубей, которые организуются Международным союзом голубиной почты.

Даже сейчас пернатых вестников как средство связи рано сдавать в архив. Голуби продолжают нести почтовую службу, хотя и эпизодически. Они оказались наиболее быстрым и удобным средством для передачи коротких сообщений через районы больших городов. В конце прошлого века в Прибалтике провели эксперимент: кто быстрее доставит письмо адресату — самолет, почта или голубь? К удивлению исследователей, первым с поставленной задачей справился голубь. Ему удалось избежать бюрократии при оформлении и доставке письма и опередить современные средства связи. В настоящее время голубиная связь сохранилась в Швейцарии и на Кубе, используют голубей в практических целях и в некоторых других странах.

В Голландии, например, голуби доставляют по назначению донорскую кровь в пробирках. Это выгоднее и быстрее, чем доставка автомобилем — из-за перегруженности магистралей. В Бельгии голуби служат для доставки на небольшие расстояния почты, особенно секретной — переносят ЧИПы, которые вмещают информацию, равную по объему Библии. В Великобритании голубей используют торговые биржи.

Птицы мира на войне

Точная и быстро доставленная информация — один из залогов успешных военных действий. Поэтому полководцы и их штабы издавна проявляли интерес к крылатым вестовым. С XVIII в. голубиная почта широко использовалась в армиях многих стран для оперативной связи. Учитывая, что крейсерская скорость почтового голубя составляет 80-100 километров, а обычная дальность лубиной связи — 200-300 километров, до появления современных средств связи лучшего желать не приходилось.

В Первую мировую войну почтовые голуби широко применялись обеими воюющими сторонами. Наиболее профессионально использовали этот вид коммуникаций бельгийцы и немцы. В войне было задействовано более трех тысяч почтовых голубей. Небольшая записочка-голубеграмма вставлялась в маленькую капсулу, которая крепилась к ноге птицы. С 1919 голубей на вооружение своей армии взяли также и японцы.

Важность "военной службы" некоторых птиц была оценена очень высоко: так, английскому почтовому голубю № 888 за выдающиеся заслуги во время Первой мировой войны было вполне официально присвоено звание полковника британской армии. Он доставил несколько сотен сообщений и погиб при выполнении особо важного боевого задания — поэтому звание получил посмертно. Однако похороны отважной птицы были проведены со всеми подобающими церемониями.

Уделялось пернатым связным большое внимание и после Первой мировой — в том числе и в первом государстве рабочих и крестьян. В целях подготовки почтовых голубей для использования в интересах обороны и народного хозяйства в 1925 г. был создан единый центр голубиного спорта при Центральном совете Осоавиахима СССР. А в 1928-29 годах замнаркомвоенмора Уншлихт предлагал ввести в Советской Республике "военно-голубиную повинность". Тем самым голубеводство передавалось бы под непосредственный контроль руководства РККА — если бы проект был утвержден.

Во время Великой Отечественной войны в стране была проведена "голубиная мобилизация" — часть птиц изымалась у местного населения для нужд армии. Они интенсивно использовались для доставки депеш — так, во время боев в Прибалтике в 1944 году почтовыми голубями за одни сутки доставлялось в среднем 85 донесений. Помня о способности "птиц небесных" без труда преодолевать линию фронта, и советское, и немецкое командование стремились всеми средствами изъять их у гражданского населения. 19 декабря 1941 года, когда немцы подходили к Москве, комендант города издал распоряжение: "В целях недопущения использования враждебными элементами голубей, находящихся у частных лиц, приказываю в трехдневный срок сдать гоубей в Управление милиции (ул. Петровка, 38). Лица, не сдавшие голубей, будут привлечены к ответственности по законам военного времени". Естественно, на Петровке интересовались только почтовыми голубями.

Почтовые голуби — немного историиПримерно в то же время была создана "стационарная система голубиной связи при обороне Москвы", а затем специальные подразделения подвижных голубиных станций, использовавшихся как средство общевойсковой связи с разведгруппами в тылу противника, использовалась такая связь и в некоторых партизанских отрядах. Обеспечивали эти подразделения голубиным молодняком питомник, созданный в 1941 году при МГУ и Центральная школа связи РККА. Надо думать, угодили в число "военнослужащих" и вполне гражданские голуби, попавшие на Петровку 19-22 декабря.

На оккупированных же территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения. Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных "пернатых партизан" их хозяину было только одно наказание — смерть.

Казалось бы, в то время уже широко применялись новейшие средства связи — телеграф, телефон, радио. Тем не менее, интенсивности действий голубей-связных во время Второй мировой можно только подивиться. Голуби успешно действовали в самых, казалось бы, невероятных ситуациях. Вот лишь один пример. В 1942 г. поврежденная немецкими глубинными бомбами английская подводная лодка не смогла оторваться от грунта. Экипаж постигла бы верная гибель, если бы в него не входила пара почтовых птиц — голубь и голубка. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубя, возможно, захлестнула штормовая волна, а голубка все-таки сумела добраться до базы. Благодаря голубеграмме экипаж был спасен, а пернатому почтальону впоследствии поставили памятник.

В 1943 году Марией Дикин, основательницей приюта для животных-военнослужащих, был учрежден орден "Дикин" — высшая воинская награда для животных, служивших в войсках Великобритании, своего рода аналог Креста Виктории. По сей день этим орденом награждены 60 животных — и более половины среди них, 32 награжденных — это почтовые голуби!

Почтовые голуби — немного историиСамым знаменитым из них стал голубь по кличке Коммандо. Английская Национальная голубиная служба доставляла на оккупированную нацистами территорию птиц-агентов для срыва работы голубиной почты Германии.

Эти голуби-шпионы, снабженные поддельными опознавательными кольцами, внедрялись в голубятни противника и затем доставляли немецкие донесения англичанам. На протяжении 1942 Коммандо трижды вывозился на территорию оккупированной нацистами Франции, откуда доставлял в Великобританию металлические капсулы с важнейшей разведывательной информацией. Коммандо был одним из двухсот тысяч голубей, "служивших" в Национальной голубиной службе (National Pigeon Service) Соединенного Королевства.

К. Рец, Е. Таратута

Почтовые голуби — немного истории

"Лети, лети, голубь почты моей. А мы тебе крылышки подрежем. " — злобно бормотал галантерейщик Бонасье, строча донос на Д´Артаньяна. Однако использование голубей в роли почтальонов началось задолго до эпохи французских мушкетёров.

Голубь, конечно, не двуногий курьер — по любому адресу его не пошлёшь. Зато к своему родному летку, эта птица возвращается с маниакальным упорством, преодолевая весьма далёкие расстояния — до 300 км. А отдельные, хорошо обученные, почтовые голуби способны найти свою родину на расстоянии более тысячи километров!
Добавьте к этому отсутствие преград и солидную скорость (в среднем 60-70 км/ч), и станет понятно, что в определённых ситуациях, когда доставка почты особенно затруднительна, голуби становились просто незаменимыми.

"Символ мира" на войне

Передача почтовых сообщений голубями была особенно популярна во время осад городов, когда редкому смельчаку удавалось преодолеть кольцо вражеского окружения.
Голубей посылали и римлянин Децим Брут во время осады Мутины Антонием (43 г. до н.э.), и голландцы, осаждённые испанцами, в городах Харлем и Лейден (1570-е годы).

Но первая, серьёзно организованная и регулярная, голубиная почта возникла в 1870-71 году во время Франко-Прусской войны, когда немцы взяли в кольцо Париж. Осаждённые горожане сначала тсылали весточки с помощью аэростатов. Однако, аэростаты были неуправляемы — за границы города их отослать было можно, а вот обратно в Париж их точно не направишь.
Тут-то и пришла идея привлечь к делу почтовых голубей. Их садили в клетки и отправляли на аэростатах через цепь вражеских войск, чтобы затем они вернулись с ответными посланиями. Хотя первый раз из 363 голубей вернулось только 57, затея того стоила.
Голубь — не лошадь, поэтому голубиные письма писали на очень тонкой папиросной бумаге, клали в мешочек, который крепили на спине, хвосте или лапке птицы. Затем придумали более экономный способ…
Люди приносили письма на специальный "голубиный" почтамт. Там тексты набирали мелким типографским шрифтом, верстали наподобие газетного листа, а потом фотографировали с большим уменьшением. В результате множество посланий умещалось на тоненькую микроплёнку, которую помещали в капсулу и прикрепляли к голубям. На месте получения плёнки проецировали на экран, а специальные чиновники переписывали тексты посланий.
Теперь один голубь за один раз мог доставить информацию ёмкостью 70 тысяч слов и принести в госказну 35 тысяч франков от благодарных клиентов почты.
Говорят, немцы даже пытались бороться с пернатыми почтальонами с помощью ястребов, но — без особого успеха.

Почтовые голуби — немного истории

Не обошлось без голубей и на полях двух мировых войн. Особенно активно их использовали в Первую мировую. Существовали даже целые роты голубиной почты, а для большей мобильности использовались передвижные голубятни. Соответственно, голубей, которые привыкли к одной голубятне, перевозили на другую, с которой собирались поддерживать связь. Памятуя, что война есть война, одну и ту же депешу для надёжности посылали сразу с тремя птицами.

Почтовые голуби — немного истории

Конечно, проводная и радиосвязь постепенно вытесняли голубей-почтальонов, но птицы продолжали использоваться и во Вторую Мировую войну. Советские исследователи подсчитали, что в период 1941-45 гг. было отправлено около 15 тысяч "голубеграмм".
Наиболее отличившихся пернатых военных почтальонов нередко награждали. Так, голубя Шер Ами в 1918 г. наградили Французским Военным крестом, а голубей Коммандо и солдат Джо в 1945-м — британской медалью Дикин. Наиболее повезло голубю под номером "888", которому и вовсе дали чин полковника Британской армии, а после смерти с почестями похоронили.

Почтовые голуби — немного истории
В 2005 году даже сняли мультфильм «Пернатый спецназ» про голубей – участников Второй Мировой войны.

Голуби и Ротшильды

Важными достоинствами голубиной почты были секретность и — главное- оперативность доставки информации. Ещё древние греки рассылали голубей со списками имён победителей Олимпийских игр.

Но наиболее ярким примером является история знаменитой финансовой империи Ротшильдов. По легенде, именно благодаря почтовому голубю, Натан Ротшильд первым в Британии узнал о победе над Наполеоном при Ватерлоо. Это позволило ему провести удачную операцию с французскими ценными бумагами и заработать баснословное состояние.

Голубь оказался хорошим помощником и репортёрам. Пока не было изобретено радио, редакции получали информацию о парусных регатах с помощью голубей, которых предварительно помещали в голубятни на яхтах.
Впрочем, этот способ передачи срочной информации репортёры агентства "Рейтер" практиковали и в 1962 году, чтобы корреспонденты не теряли время, простаивая в автомобильных пробках.

Не всегда голубиная почта служила законным и благовидным целям. Так во времена Наполеона, когда между Англией и Францией была таможенная война, голуби нередко помогали контрабандистам переносить с острова на континент драгоценные камни. Да и сейчас в районах Афганистана и Пакистана этих птиц используют, как. наркокурьеров, доставляющих героин.

Анекдот:
«- "И лично просили передать" — сказал почтовый голубь и нагадил на голову получателя письма».

Связь без границ

Бывали случаи, когда почтовые голуби оказывались единственной возможностью доставить сообщения. Например, в дальних морских странствиях. Ещё древние египтяне брали с собой почтовых голубей во время морских походов, а потом это стало распространённой практикой среди прочих моряков.

Именно голубь принёс последнее известие от шведского арктического исследователя Соломона Андре. В 1897 году вместе с двумя спутниками Андре поднялся на воздушном шаре со Шпицбергеном, желая достичь Северного полюса. Вскоре пришло обнадёживающее голубиное послание — мол, всё хорошо — и после этого об экспедиции не было ни слуху, ни духу целых 33 года… Пока останки отважных полярников не нашли на одном из северных островов.

Кстати, об островах.
Во второй половине XIX века, когда авиапочты ещё не было, а пароходы ходили медленно, жители островов вспомнили о голубях. В частности, подобная мысль посетила человека по имени Фрикер — жителя острова Грейт-Барбьер. Недовольный тем, что почтовый пароход между островом и новозеландским портом Окленд курсировал только раз в неделю, он решил в 1898 году наладить регулярную голубиную почту.
В результате, письма стали доставляться ежедневно. Самый быстрый голубь с говорящим прозвищем Velocity мог покрыть расстояние между Грейт-Барбьером и Новой Зеландией (90 км) всего за 50 минут. Затея была столь успешной, что издали даже специальные бланки и треугольные марки — первые почтовые марки для голубеграмм.

Почтовые голуби — немного истории

Анекдот:
«- Знаешь, был у меня почтовый голубь, но погиб при исполнении.
— Как это? Подстрелили?
— Да нет! На почте пришибли, когда штемпель ставили. ».

Так что в критических обстоятельствах голубиная почта до сих пор может пригодиться. Например, сегодня в удалённых и труднодоступных районах Англии голубей используют для срочной доставки проб крови в больницы на анализ.

28.12.2014

© 2012 — 2020 World Post — курьерская почта вне границ и расстояний. Самая выгодная доставка!

Почтовые голуби — немного историиВ представлении большинства современных людей голубиная почта является анахронизмом, отголоском далёкого прошлого, покрытом ореолом романтики.

А между тем, ещё сравнительно недавно такая связь была самым обыденным средством коммуникации, причём наиболее быстрым.

Когда появилась голубиная почта

Считается, что человек приручил голубя более 50 веков назад, а по некоторым данным и вовсе выходит, что эта птица живёт рядом с нами уже около 10 тысячелетий. За такое долгое время жители разных стран сумели разглядеть необычное и весьма ценное качество таких пернатых — умение безошибочно находить свой дом. Почтовые голуби — немного историиЕсли обратиться к мифологии, первым почтовым голубем следует считать, по-видимому, того, которого Ной отправил во время Великого потопа на поиски суши.

Как знают, куда нужно лететь, и на какое расстояние летают

Есть несколько предположений касаемо того, каким образом птица находит дорогу домой. Возможно, в качестве навигационной системы голуби используют естественные магнитные поля планеты, а может быть, всё дело в солнце, на положение которого в пространстве они ориентируются.

Не вызывает сомнения тот факт, что голуби могут лететь только домой, то есть в то место, откуда его забрали. Нередко фиксировались случаи, когда пернатые летали на расстояния более 1000 км.

История голубиной почты

Есть основания полагать, что голубиная почта появилась и стала востребованной ещё до начала античных времён. Как только на смену небольшим племенам, рассеянным по необозримым просторам, пришли государства, возникла необходимость быстро и точно передавать сообщения между столицей и провинциями. Почтовые голуби — немного историиБольшое значение коммуникация имела и в военном деле. А поскольку сигнальные костры или барабаны передавали сигнал лишь на небольшое расстояние, они не могли составить конкуренцию быстрым и выносливым птицам.

Античность и Средневековье

О способностях голубей возвращаться в своё гнездо знали в Древней Греции, Риме, в Египте и на Ближнем Востоке. В эпоху раннего средневековья галлы и племена германцев не только применяли голубей в качестве гражданских почтальонов, но и активно использовали их умение в военных целях и в торговле.

Почтовые голуби — немного историиВ середине XII века Египет был одним из центров развития данного вида коммуникаций.

Причиной тому послужила небывалая щедрость местной знати, которая согласна была платить огромные деньги за хорошо выдрессированных почтальонов.

Позднее, в 70-х годах XVI века, во время Восьмидесятилетней войны, голуби сыграли заметную роль при осаде мятежного нидерландского города Лейдена испанцами. Когда жители осаждённого города, отчаявшись, уже готовы были сдаться, предводитель голландской армии Вильгельм Оранский отправил им послание с помощью почтового голубя, в котором убеждал горожан продержаться ещё три месяца. В конечном итоге Лейден так и не был захвачен.

Девятнадцатый век

До появления и широкого распространения телеграфа существовало только два вида сравнительно быстрой связи: конный гонец и почтовые голуби. Причём последние по времени доставки посланий значительно опережали первых. Почтовые голуби — немного историиФридрих фон Амерлинг (1803-1887) «Голубиная почта» Даже в век промышленной революции пернатые почтальоны нередко были просто незаменимы. В некоторой степени благодаря им строились будущие финансовые империи — предки современных транснациональных корпораций.

Пример тому — сделка, принёсшая Натану Ротшильду огромную прибыль: в 1815 году, благодаря пернатой почте, этот делец узнал о поражении Наполеона при Ватерлоо двумя днями ранее конкурентов. Почтовые голуби — немного историиНатан Ротшильд Естественно, экономические последствия военного поражения моментально были просчитаны гением коммерции.

Зная, каким образом данная новость отразится через пару дней на французских ценных бумагах, он совершил на бирже необходимые операции, и в результате оказался в числе главных, если не единственным бенефициаром (получателем выгоды).

Примерно в это же время правительство Нидерландов учредило систему голубиной почты, применяемой как в гражданских целях, так и для нужд армии, на островах одной из своих колоний — современной Индонезии. В качестве средств доставки использовали породу багдадских голубей.

Во время франко-прусской войны 1870–1871 года, единственным средством связи с осаждённым германцами Парижем были пернатые почталоны. Объёмы информации просто поражают воображение — 150 тысяч только официальных документов, и почти в семь раз больше частных сообщений. Почтовые голуби — немного историиК тому времени данный вид коммуникации не обошёл стороной технический прогресс: послания составляли, для большего количества передаваемой информации, при помощи техники фотоувеличения. Соответственно, фотоувеличителем пользовались и для расшифровки депеш.

Главным терминалом, откуда в Париж отправляли почту, был город Тур; голубей из французской столицы забирали на воздушном шаре. Немцы пытались бороться с воздушными почтальонами при помощи ястребов, однако линии коммуникации всё равно действовали. Почтовые голуби — немного историиВозможно, осада Парижа, а возможно, что-то другое стало причиной, по которой в конце XIX века многие европейские государства завели почтовые голубиные службы для военных нужд. Почтовые голуби — немного историиНо не только военные активно использовали талант пернатых — газетчики тоже не оставили его без внимания. Например, популярнейшие в то время различные регаты активно освещались в прессе. Люди хотели знать о результатах заплывов как можно раньше. Соответственно, газета, ранее других дававшая достоверную информацию о результатах гонок, продавала большие тиражи, чем конкуренты. Тогда-то газетчики и стали договариваться с владельцами и капитанами яхт, чтобы те брали на борт средства доставки срочных депеш — голубей.

В конце XIX века Гавайи ещё не являлись одним из штатов США и респектабельным курортом. Это была небольшая группа островов, затерянных в Тихом океане, куда редко заходило почтовое или пассажирское судно — да и то, чаще за пополнением запасов воды или фруктов. За 3 года до начала ХХ века на архипелаге организовали не просто почтовую службу, а прообраз современных компаний — денежных переводчиков: помимо писем эта служба пересылала наличные деньги.

Стоит упомянуть также о почтовой службе острова Грейт-Барриер. Почтовые голуби — немного историиС конца XIX и до 1908 года, когда по дну океана проложили телеграфный кабель, она связывала остров со столицей Новой Зеландии — Оклендом. Почтовые голуби — немного историиНазывалось учреждение Службой голубеграмм. Данная институция отличалась очень основательным, профессиональным подходом: выпускала даже свои почтовые марки. Почтовые голуби — немного историиУ Службы голубеграмм был и свой рекордсмен — голубь Velocity, преодолевавший более 100 км за 50 минут.

Первая и Вторая мировые войны

ХХ век, несмотря на все свои технологические прорывы, не забыл о голубях: они продолжали широко использоваться во время Первой и Второй мировых войн. Почтовые голуби — немного историиБританский военный голубь, Первая мировая война Эти птицы не раз спасали жизни солдат и моряков, доставляя донесения в ситуациях, когда никто кроме них сделать это был не в состоянии. Помимо спасения жизней, пернатые помогали добиться победы в, казалось бы, безнадёжных ситуациях. Почтовые голуби — немного историиФранцузские солдаты с голубями, 1914-1915 гг. Можно вспомнить о знаменитой истории Вити Черевичкина, которую знал каждый советский школьник. Пятнадцатилетний подросток был расстрелян нацистами за то, что, вопреки приказу немцев, не уничтожил своих голубей, используя их для связи с Красной армией в захваченном Ростове. Почтовые голуби — немного историиПамятник Вите Черевичкину

Используют ли их в наши дни

В послевоенное время знаменитое агентство новостей «Рейтер» пользовалось пернатыми почтальонами для доставки новостных депеш из-за пробок на дорогах, мешавшим проехать автомобилю. В Ялте местное издание «Курортная газета» также применяла данный тип связи.

В настоящее время голубиная почта используется только изредка — в рекламе, коммерческих целях, для проведения памятных юбилейных акций, филателистических мероприятий.

Существуют клубы любителей голубиного спорта, которые проводят встречи, съезды и соревнования — не только в пределах одного клуба или города, но и на международном уровне.

Породы почтовых голубей

Хотя для почтовой службы использовались различные породы, наиболее широкое признание получили четыре из них:

  1. Английский карьер — крупная массивная птица, с развитой мускулатурой и клювом с необычным костным образованием вокруг него. Почтовые голуби — немного истории
  2. Фландрский (брюссельский) — больших размеров, крупнее других представителей бельгийских пород, с развитой крепкой шеей и коротким клювом, имеет плотно прижатые к корпусу крылья.
  3. Антверпенский — ещё одна порода, родом из Бельгии. Характерными признаками являются изящные тонкие клюв и шея. Почтовые голуби — немного истории
  4. Люттихский — самый маленький из всех, но при этом обладает отличными почтовыми качествами.

Есть ещё несколько пород, которые близки по своим качествам к перечисленным выше, но в силу различных причин всё же пользуются меньшим признанием в качестве почтальонов — например, скалистый голубь, тюмлер голландский.

Как проводятся дрессировки

Обычно началом тренировок служат полёты вокруг голубятни. К ним приступают не ранее полуторамесячного возраста птицы. К этому времени будущий почтальон должен полностью опериться, и как минимум трое суток прожить в голубятне, вокруг которой будет совершать тренировочные полёты.

Такие полёты длятся около 1,5 месяца, после чего переходят к следующему этапу тренировок: птицу увозят на какое-то расстояние от голубятни, со временем его увеличивая.

В начальный год обучения будущих почтальонов не увозят далее 200 миль (320 км). В тренировках существует такое правило: снижать дистанции, на которые летают пернатые, не следует. Иначе поведение птицы становится беспокойным, слабеет привязанность к родному гнезду. Почтовые голуби — немного истории

При тренировках на расстояниях до 100 км птицам дают день отдыха. Между длительными перелётами птица отдыхает примерно 90 часов. Все тренировки, перелёты и точки, откуда они были сделаны, фиксируются.

Наиболее плодотворно тренировки проходят с середины весны до конца сентября.

Для начала дрессировки желательны хорошие погодные условия, в дальнейшем тренировочные полёты проходят при любой погоде. Для поддержания формы дрессированных голубей, чтобы держать их в тонусе, раз в 4 недели их запускают на максимально возможное расстояние, друг за другом, через определённое время.

Будущих почтальонов, отобранных для тренировок, рассаживают раздельно, по половому признаку, до 3 десятков в одну корзину. Следует осторожно отсаживать пернатых в корзины, чтобы отвезти на конечную станцию. Грубое, навязчивое отношение, или неприятное ощущение от контакта с руками могут отбить у птицы желание возвращаться домой. Лучше ловить голубей при помощи сетки, заранее приучив их к ней. А вот ночью птица вполне спокойно позволяет взять её в руки. Почтовые голуби — немного историиНа станцию голубя нужно отвозить как можно быстрее, так как долгое прибывание в корзине расслабляет птицу и делает её ленивой. Перевозить птицу должен тот, кого голуби знают и не боятся. Вообще, перед полётом нужно создать пернатым комфортные условия, чтобы у них было желание вернуться домой. Выпускать птицу в тренировочный полёт следует до полудня.

Если расстояние до дома в пределах 100–150 км, за 50–60 минут до старта почтальонам дают воду и небольшое количество зерна. Для старта выбирают возвышенное место, корзину открывают и оставляют. Голубь поднимается, осматривается на месте, находит одному ему известный ориентир и начинает свой полёт.

Почтовым пернатым нужно предоставлять больше свободы. Только они сами знают, на что ориентироваться при выборе маршрута. Птицам нужно самостоятельно изучать прилегающую к дому местность, причём досконально знать её в разное время года. Также активный образ жизни не даёт им обрастать жиром — голубь не бройлер, набирать лишний вес ему ни к чему.

Видео: тренировка голубей

Нормальная высота полёта голубя — 100–150 м. Он отлично ориентируется на такой высоте, поскольку привык видеть предметы в соответствующих размерах. Если по какой-то причине нужно развить способность находить дом и приземляться с большей высоты, стоит поработать над этим, в противном случае при возвращении могут возникнуть проблемы. На пик формы тренированный голубь выходит примерно к 3–3,5 годам.

Голуби-герои

В Первую мировую войну из США о Францию была завезена почтовая голубка Шер Ами, которая совершила множество вылетов с донесениями; при Мёз-Аргонском наступлении благодаря ей были спасены жизни почти 200 солдат. Голубка была ранена, но долетела в пункт назначения без глаза, лапки и с раной на груди. Была награждена Военным крестом и Золотой медалью американского общества почтовых голубей. Почтовые голуби — немного историиЧучело Шер Ами Два голубя, Коммандо и Солдат Джо, были награждены в 1945–46 годах медалью Марии Дикин (высшая воинская награда для животных, Великобритания) за военные заслуги, проявленные в ходе Второй мировой войны. Почтовые голуби — немного историиГолубь G.I. Joe, награжденный медалью Марии Дикин Во время Второй мировой войны датские подпольщики завладели важной информацией, передать которую можно было только при помощи почтовых голубей. С такой задачей справился пернатый почтальон Меркурий, за что также получил награду Дикин. Почтовые голуби — немного историиМеркурий Голубка Уинки была удостоена бронзовой статуи и медали Дикин. Она спасла экипаж лежащей на дне английской субмарины, пролетев почти 5000 морских миль за 12 суток. Почтовые голуби — немного историиУинки Ирландский почтальон Пэдди 1 сентября 1944 года получил награду за известие о высадке союзников в Нормандии. За 4,5 часа птица пролетела почти 400 км. Это очень высокий результат. Почтовые голуби — немного историиГолуби Пэдди и Густав с медалями Марии Дикин, 1944 г. Солдат Голубчик — ещё один голубь-герой, спасший советскую подлодку, преодолев за 2 суток больше 1000 км.

Почтовый голубь «48», со сломанной лапой и тяжёлым ранением, доставил сообщение от партизанского отряда, попавшего в окружение.

Видео: почтовые голуби

Хотя в настоящее время голубиная почта не пользуется популярностью и востребованностью, она всё же имеет своих стойких приверженцев по всему миру. Голуби — прекрасные крылатые создания, не раз доказавшие человеку свою привязанность и преданность. Людям всегда следует об этом помнить, и относиться к ним соответствующим образом.

Умение голубей ориентироваться в пространстве, а также находить дорогу к своему постоянному месту жительства из любой точки мира выглядит поистине поразительно. Хорошо натренированная почтовая птица способна безошибочно определить направление и выбрать правильный путь даже в том случае, если ввести ей большую дозу наркоза и в таком состоянии увезти на несколько тысяч километров от родного дома. Очень полезным такие уникальные навыки люди смогли приспособить для своих нужд.

Первая почтовая голубятня на территории России

До наших дней не сохранилось достоверной информации о точном времени начала распространения почтовых голубей в России. Самые ранние материалы, которые проливают свет на создание официальной голубиной почты, датируются 1854 годом. Они повествуют о попытках князя Голицына проложить птичьи пути для доставки почты. В частности — наладить быстрое сообщение между своим поместьем в Москве и усадьбой в деревне Симы, которая находилась на удалении в 90 верст.

Почтовые голуби в переносном садке.

Другие источники, содержащие более ранние упоминания об официальном создании голубиной почты в России, не были обнаружены. Из этого можно сделать выводы, что до XVIII века голуби использовались преимущественно в личных целях. А именно для передачи любовных записок и секретных телеграмм, которые старались сохранить в тайне. Развитие на государственном уровне хотя и было успешным, но началось гораздо позже.

В следующие несколько десятилетий после успешного опыта князя Голицына популярность голубеводства стремительно набирала обороты. Итогом стало создание в 1890 году «Киевского общества голубиного спорта». Спустя непродолжительный отрезок времени его переименовали в «Русское общество голубиного спорта».

Организация довольно быстро получила широкую популярность. Вплоть до 1905 года под ее руководством выпускался специальный журнал «Вестник голубиного спорта» и регулярно проводились состязания на короткие и длинные дистанции. С началом общеизвестных событий Октябрьской революции работа с голубями постепенно пришла в упадок и более или менее начала восстанавливаться только после 1925 г.

Первые русские военные голубятни

Мысль задействовать сообразительных птиц для помощи русским солдатам впервые пришла в голову штабс-капитану Арендту в 1873 году. Мужчина служил в Печерской крепости на должности плац-адъютанта и параллельно занимался обучением голубей, которых он покупал у городских любителей или выписывал из-за границы.

Солдаты выпускают голубей из переносного садка.

Тренировка пернатых начиналась рано. Примерно с трех месяцев их приучали к переносным садкам и регулярно увозили все дальше от дома, развивая способность ориентирования. При должной настойчивости птицы быстро улучшали свои полетные навыки и выносливость, что позволяло лучшим из них лететь по 12 часов без перерыва. Средняя скорость при этом составляла от 80 до 100 км.

Идея оказалась успешной, и с 1891 года по всей стране начали учреждать официальные линии голубиной связи. Первая из них пролегала между Москвой и Санкт-Петербургом. Другие соединяли ряд крупных станций на западной и южной границах.

Голубей оснащали фотокамерами для снимков с воздуха (1907 год).

При генерале М.И. Драгомирове голубиный спорт приобрел особую популярность. Он неоднократно инициировал проведение состязаний крылатых почтарей, стремясь определить самую быструю породу. Первой птицей, которая установила рекорд по дальности и скорости полета, стал рябой почтовый голубь известного в то время московского голубевода Домашкева. Он сумел за шесть часов покрыть расстояние в 537 км, развив среднюю скорость в 86 км/ч.

«Военно-голубиная повинность в СССР»

Вопреки всем прогнозам, современные средства связи не сумели оттеснить голубиную почту к другим пережиткам прошлого. Более того, в ходе Великой отечественной войны в СССР активно использовали птиц в разведывательных операциях и для доставки важных депеш вплоть до 1945 года.

Почтовых голубей активно использовали в Великой отечественной войне.

Первые предпосылки к тому, чтобы использовать почтовых голубей на государственной службе появились гораздо раньше — в 1928. Уже тогда на заседании Совета труда и обороны был вынесен на голосование проект о «военно-голубиной повинности». В 1929 его утвердили приказом «О принятии системы голубиной связи на вооружение страны», а еще через год разработали первое в своем роде руководство по боевой подготовке для частей военного голубеводства.

С началом боевых действий контроль над пернатыми почтальонами сильно ужесточился. Согласно правительственному распоряжению, у населения должны были изъять и уничтожить всех голубей как нелегальное средство связи. Тех, кто отказывался выполнить приказ, судили по законам военного времени. Надо отметить, что укрывательство несло в себе двойную угрозу. В ходе немецкой оккупации выявление пернатых грозило немедленным расстрелом, так как немцы боялись, что птиц будут использовать в партизанской войне.

На чем основан инстинкт возвращения домой?

При близком рассмотрении способности голубей ориентироваться в пространстве напрочь опровергают распространенное мнение об исключительной глупости птиц. Их мозг развит настолько хорошо, что способен одновременно обрабатывать множество различных операций. Голуби используют для определения своего местоположения относительно родного дома различные сведения: геомагнитные ориентиры, инфразвуки, ландшафтные особенности. В последние годы выдвигаются гипотезы об остром обонянии этих птиц, хотя ранее подобная версия опровергалась.

Переоборудованный в голубятню автобус, который в Первую мировую войну применялся на территории Франции и Бельгии.

Уникальным является строение голубиных глаз. Они занимают большую часть внутри черепа и наделяют птицу впечатляюще острым зрением. Яркая индивидуальная особенность, чуждая человеческому организму, заключается в избирательной фокусировке. Голуби умеют «фильтровать» визуальный ряд, полученный из окружающего пространства, выбирая только то, что важно для них в этот момент и игнорируя остальное. Для определения времени суток им вообще не нужно открывать глаза — разницу между светом и тьмой они чувствуют кожей.

Отличная память и понятливость дополняют острые зрительные реакции почтовых голубей, что позволяет им формировать сложные траектории движения и умело оперировать им.

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

«Голубиная почта» известный феномен. В истории много примеров, когда голуби доставляли сообщение и спасали людей. В фильмах тоже можно часто встретить сцену, когда в безвыходнй ситуации или когда нужно срочно доставить важную информацию выпускают из клетки голубя с привязанной к ноге бумажке и он приносил ее куда надо.

А как же голубь прилетает «куда надо»?

Тут все просто. Направление полета голубей в дальних странствиях всегда одно – домой. На явлении возвращения домой основана голубиная почта. Адреса пернатые не ищут, они просто стремятся к родным гнездам. Птиц увозят из родных мест, чтобы направить в нужный момент с посланием обратно. Примерно полтора столетия назад в Европе построили станции голубиной почты с пернатыми двух категорий – «свои» и «чужие». Для отправки писем подбирали голубей из тех мест, куда хотели доставить почту.

Есть ли порода почтовых голубей?

В птицах природой заложены уникальные способности, которые человек издавна совершенствовал в процессе отбора, одомашнивания, дрессировки. Почтовых голубей как отдельной породы не существует. Лучших птиц из опытных почтальонов теперь отбирают для спортивных состязаний по дальности и скорости полетов. Почтовых голубей продолжают использовать по назначению в швейцарской армии для экстренных сообщений, в Индии посылают в труднодоступные районы. В Голландии с голубями экстренно направляют медикаменты – это самый быстрый способ доставки на короткие расстояния. Люди ценят уникальные способности птиц, которые выручают в ситуациях, когда традиционная доставка послания невозможна.

Какой голубь не сойдет с дистанции?

По статистике надежность доставки писем голубиной почтой – в среднем 90%. Не случайно, в годы войны на птиц возлагали последние надежды на спасение. Крылатые почтальоны оправдывали ожидания людей. Известен случай периода Первой мировой войны, когда голубь, раненый, доставил сообщение о потерянном батальоне. Благодаря птице спасли 194 человека.

В годы Великой Отечественной войны организовывали «голубиную мобилизацию». Надежность крылатой доставки писем служила основанием для утверждения схем организации связи в местах боевых сражений. К дальним перелетам способны птицы с мускулистым телосложением, большим клювом, восковицей. Наивысших физических показателей пернатые достигают в возрасте 3-4 лет. Голуби переносят грузы, массой в треть собственного веса, 70-90 г. Крылатые почтальоны пролетают до 1000 км, но рекордсмены преодолевали расстояния намного больше. Пернатые опережают поезда, развивая скорость до 150 км/ч. Дневной перелет на высоте до 400 м может длиться до 12 часов без отдыха. Ночью голуби отдыхают. Доверять почту можно голубям, успевшим найти себе пару. Однолюбы всегда стремятся вернуться к своей половинке. Одинокие птицы могут остаться на стороне, если встретят единственного избранника.

В чем уникальность почтовых голубей?

Секрет, как голуби находят верный путь, остается не раскрытым полностью. Существуют две основные версии:

— оснащение клюва голубей магнитно-рецепторной системой – ориентация происходит за счет улавливания изменений магнитного поля земли;
— слуховое восприятие вибраций, колебаний в спектре низкочастотных звуковых волн.

Вторая версия имеет самое большое число приверженцев. Многие обитатели планеты, в том числе человек, не улавливают звук менее 16 Гц. Голуби воспринимают низкочастотные сигналы, способны на них ориентироваться, сохранять правильный курс, так как инфразвук отличается малым поглощением в различных средах. Условная карта земли с отражением низкочастотных волн в шуме леса, моря, зданий считывается птицами во время полета до мелочей. Голубь прилетит к тому окну, где его ждут. Голубей называют природными компьютерами за уникальные навигационные возможности. Инстинкт возвращения в родные места отличает разных пернатых, но не каждой птице человек доверяет важную информацию.

Теги: Огород
Рейтинг 62
Просмотры 12461

Комментарии 0

Отправить

Минуточку внимания

Похожие публикации

Лучшие публикации