Разновидности и сфера применения тросов
Канаты, тросы, веревки активно применяются в быту и на производстве. Изготавливаются они из разных материалов в соответствии с ГОСТом, отличаются по типу конструкции, длине, диаметру, гибкости, предельной нагрузке.
Описание и назначение тросов
Зачастую тросы, изготовленные из нержавеющей стали, используют для выполнения буксировочных, подъемных, такелажных работ. Их устанавливают в буровых установках, на экскаваторах, подъёмных кранах. Наиболее широкое применение тросы нашли в грузоподъёмной сфере, благодаря гибкости, высокой прочности, способности выдерживать серьёзные нагрузки. Ими буксируют технику, поднимают грузы, удерживают подвесные мосты, выполняют монтажные работы и пр.
Например, металлические тросы такелажные используют в нефтеперерабатывающей промышленности, добыче угля, речном и морском транспорте, на линиях высоковольтных передач и пр.
Отличие от веревок, канатов
Трос в привычном значении производят из металла. Однако канаты, веревки, шнуры считаются его синонимами. Это крученые витые изделия, изготовленные из натуральных или синтетических материалов. Канат и веревка схожи внешне, но имеют разную толщину — у каната она значительно больше. Шнур представляет собой плетёное либо крученое приспособление маленькой толщины.
Характеристики
Есть несколько критериев, по которым определяют предназначение того или иного вида троса.
- Прочность. Это параметр, определяющий минимальную нагрузку на трос, при котором он разрывается. При расчёте данной величины учитывают коэффициент запаса прочности, указанный в ГОСТе, и диаметр самого изделия.
- Количество прядей. Показатель гибкости троса. Наименьшая степень гибкости у изделий с сердечником из пеньки и 42 проволок. Гибкими считаются тросы, состоящие из 72 проволок, предварительно уложенных в отдельные пряди. Повышенной гибкостью обладают изделия с сердечником из пеньки и свитыми в 6 прядей 144 проволоками.
- Размеры. Определяются по длине окружности либо по диаметру. Второй вариант наиболее удобный и распространенный, измеряется в миллиметрах.
- Способ свивки. Как синтетический, так и железный трос бывает с одинарным, двойным, тройным плетением. Спиральный (одинарная навивка) состоит из одного-двух слоёв, навитых на сердечник по спирали. Трос двойной свивки состоит из сердечника, вокруг которого намотано две пряди по спирали. У тросов с тройной навивкой пряди переплетаются вокруг сердечника и между собой, образуя толстый слой.
- Тип касания проволок между слоями. Встречаются изделия с точечным касанием, имеющим разные шаги по слоям прядей. Более работоспособными считаются тросы с линейным касанием, которые изготавливаются в один технологический приём с сохранением постоянного шага свивки. Повышенными некрутящимися свойствами обладают тросы с точечно-линейным касанием, пряди которых получают путем замены центрального стержня в волокнах линейного касания.
Материалы изготовления
Тросы изготавливают из растительных волокон, синтетических нитей, нержавеющей стали. У каждого материала имеются свои особенности и характеристики.
Растительные
Производятся из растительных волокон. Отличаются повышенной гибкостью и мягкостью. Из наиболее ходовых изделий отмечают тросы:
- Манильские. Отличаются пятнистой поверхностью, эластичностью, прочностью. В разрезе достигают 350 мм в диаметре.
- Сизалевые. Обладают светло-желтым либо коричневатым оттенком, быстро впитывают влагу, отличаются повышенной гибкостью, лёгкостью, доступностью для потребителей. Используются во флоте, декоре помещений, для грузоподъемных работ.
- Кокосовые. Не выделяются прочностью, но ценятся благодаря лёгкости и способности удерживаться на воде. При нагрузке растягиваются.
- Пеньковые. Быстро впитывают влагу, из-за чего подвержены гниению. Отличаются мягкостью, эластичностью. Поддаются вторичной переработке. Используются в строительстве, во флоте, при бурении скважин, в сельском хозяйстве.
- Хлопковые. Ценятся благодаря мягкости, эластичности, легкости травления. При механической нагрузке сильно растягиваются, а под постоянным воздействием влаги быстро плесневеют.
- Джутовые. Выделяются прочностью, устойчивостью к стиранию, воздействию атмосферных осадков и солнечному излучению. Изготовлены из экологически чистого и безопасного для здоровья сырья, не накапливают статическое электричество. Активно применяются для транспортировки тяжелого груза.
Если человеку нужен очень тонкий трос, он может обратить внимание на изделия изо льна. Они не отличаются прочностью, но довольно мягкие и эластичные.
Синтетические
По прочности превышают некоторые растительные канаты в несколько раз. При этом стоят намного дешевле и способны выдерживать высокие температуры:
- Нейлоновые. Считаются высокопрочными, лёгкими, влагоустойчивыми, эластичными. Имеют температуру плавления от 200°C (в зависимости от марки нейлона). Нейлоновый трос может растягиваться до 30%, а после прекращения нагрузки возвращаться к первоначальному состоянию.
- Полиэстеровые. Износостойкие приспособления, часто используемые в парусном виде спорта. По эластичности уступают нейлону.
- Полиэтиленовые. Отличаются долговечностью, прочностью. Плавятся при температуре 180°С.
- Полипропеновые. Многопрядные изделия с высокой прочностью и гибкостью. Быстро изнашиваются, однако широко применяются благодаря дешевизне.
Ещё один вид синтетических тросов – кевларовый. Ценится благодаря лёгкости, гибкости, устойчивости к натяжению. Из недостатков отмечают подверженность влаге и солнцу.
Стальные
Диаметр таких тросов напрямую зависит от предназначения. Состоит изделие из стального стержня, навитого по спирали, окруженного несколькими витыми прядями. Гибкость троса стального зависит от количества проволоки в пряди.
К преимуществам относят:
- устойчивость к динамическим нагрузкам;
- легкость в визуальном обнаружении дефектов при износе;
- простоту в эксплуатации.
Недостатком считается невозможность использования во влажных и агрессивных средах. О торчащие порванные проволоки можно сильно пораниться, а при обрыве во время сильных нагрузок трос способен не только травмировать, но и убить человека. К ещё одному минусу относят подверженность ржавлению, большой вес по сравнению с синтетическими канатами.
Типы тросов
Различают несколько типов тросов, отличающихся по виду работ, навивке, количеству прядей. При классической навивке волокна свивают трижды. Сначала делают пряжу, затем прядки, а после закручивают пряди в трос. У таких тросов бывает крутая и пологая навивка. В первом случае изделия не подвержены быстрому износу, а во втором – они способны выдерживать максимальные механические нагрузки.
Тросовых работ
В зависимости от направления навивки тросы бывают с прямым спуском (правая навивка) и обратным (левая навивка). При изготовлении изделий с правой навивкой пряди скручивают по направлению часовой стрелки, по спирали, что схоже с винтом с правой резьбой.
Кабельных работ
Отличаются сплетением волокон в четыре раза. Считаются более плотными, износостойкими. Стоят дороже тросовых канатов, но имеют меньшую прочность.
Квадратные
Такие изделия производят из восьми прядей, которые чередуются попарно. Одна пара проходит по правой навивке, а другая – по левой. В итоге получается изделие без скручиваний, довольно мягкое, устойчивое к проникновению влаги.
Дистанционного управления
Изготовлены из стального сердечника, покрытого смазкой. Его помещают в бухту/чехол, имеющую полиуретановую оплетку. В конце троса крепится наконечник, фиксирующий положение этого чехла, но не мешающий движению сердечника внутри кожуха.
Выбирая трос, необходимо учитывать сферу деятельности, в которой планируется его применение, технические и механические параметры. Если канат нужен для погрузочных механизмов, обязательно изучается техническая документация, в которой чётко указана длина, толщина, качество, код по ГОСТу.