Таль или тельфер своими руками
Сразу хочу внести ясность, так как заметил, что для большинства автолюбителей, желающих иметь такой подъемный механизм в гараже, не существует технической разницы между этими понятиями. Люди ищут в интернете инструкции, как сделать тельфер своими руками, хотя им нужна таль.
В чем разница
Итак, таль представляет собой грузоподъемное подвесное устройство, состоящее из подвижного и неподвижного блоков с крюками, с ручным или механическим приводом. По большому счету это компактное приспособление, которое можно перевозить в багажнике автомобиля или даже переносить в рюкзаке (зависит от количества шкивов, влияющих на величину блоков). На практике такой механизм может иметь от 2-х до 12-ти блоков, хотя для личного гаража, как правило, вполне достаточно первого варианта.
Если таль механизировать и установить электропривод с пультом управления, то для этого понадобится Г-образная кран-балка или балка с двумя монорельсами – по сути, это будет тельфер. Монтаж такого механизма требует, как минимум, очень высокого помещения, чтобы под потолком поместить передвижную балку, которую делают из тавра или полутавра. Для частного гаража обычно достаточно крюка по центру потолка, куда можно зацепить грузоподъемный блок, чтобы снять двигатель с автомобиля для ремонта. Для этой цели вполне достаточно тали с двумя шкивами и ручным приводом.
Тельфр представляет собой механизм с электроприводом и пультом управления для подъема и перемещения грузов по цеху или складу вдоль и поперек помещения. Для этого используют два монорельса, установленных на самонесущих стенах вдоль помещения. В качестве балки используется тавр, реже полутавр, который перемещается по монорельсам силой электродвигателя, установленного на краю балки. Также двигатель передвигает таль от одного монорельса к другому через пульт управления, который чаще всего расположен (висит) непосредственно возле подъемного устройства на кабеле с тросом.
Как сделать таль
Нам нужно сделать два блока (подвижный и неподвижный) с разным количеством шестеренок. То есть, у подвижной части будет одна двойная шестерня меньшего диаметра, а на верхнем, неподвижном блоке две двойных шестерни большего диаметра и с разным количеством зубьев. Это, как у мотоцикла или велосипеда, когда большая звездочка крутит малую. Шестерни можно купить в магазине или на каком-либо предприятии, занимающимся ремонтом сельхозтехнии.
Желательно, чтобы разница в диаметре была, как минимум двукратной, а это уже зависит от везения – что удастся найти. Но, повторю еще раз: вверху должно быть разное количество зубьев у шестеренок, например, 34 и 36 – это позволит поднимать и опускать грузы, если тянуть за разные стороны цепи. Предупреждаю, если приделать пружинный или само накидывающийся фиксатор, он ничем не поможет, а вот мешать при работе с грузами будет основательно.
По зубьям шестеренок нужно подобрать двойные цепи, с небольшим запасом. Во всяком случае, так, чтобы хватило. Рассчитать общую длину несложно: x*2*2, где величина x – это расстояние от пола до потолка или балки гаража. Как склепать, или расклепать цепь, я не стану рассказывать – в мое время это знали даже четырнадцатилетние пацаны, катающиеся на мопедах – надеюсь, что и сейчас знают.
Теперь поговорим о том, как сделать блоки. Для подвижной части я предлагаю вырезать две трапеции или прямоугольника из листовой стали толщиной 8 мм и соединить их в нижней части пластиной для фиксации крюка. В верхней сделать перемычку из той ж е стали, только, чтобы полоса получилась не шире радиуса шестерни. Кроме того, в широкой части трапеций нужно с двух сторон сделать боковые перемычки (или П-образные обводы дя прямоугольников), чтобы цепи не спадали во время транспортировки или раскачивания механизма.
Для фиксации шестеренок во внутренней части блока понадобятся втулки, подшипники и вал. Самый лучший вариант для подвижного блока: насадить подшипник на неподвижный вал, только при этом прижать место стыка верхней части обоймы и края шестерни втулками, чтобы звездочка не соскочила.
А вот для неподвижной части подшипники нужно фиксировать стенкам блока, при этом шестерни с разным количеством зубьев должны плотно насаживать на вал и прижиматься между собой, чтобы они не могли вращаться в разные стороны по отношению друг к другу. Края вала насадите на подшипники, которые зафиксировали на щечках блока с помощью каких-либо втулок.
Теперь самое важное: как должна быть продета цепь, чтобы фиксировать, поднимать и опускать груз? Это хорошо видно на нарисованной схеме, которая показана вверху, но стоит приложить объяснение, чтобы было понятней, как это работает. Цепь накинута на шестерни по разные стороны вала, но при этом нижний блок тянет их вниз, а шестерни неподвижны по отношению друг к другу, следовательно, их тянет в разные стороны, что не позволяет грузу опуститься.
Свободная петля как раз и служит пультом управления для вира/майна. Если потянуть за ту сторону, которая спускается от шестерни с 36 зубьями, то свободная петля станет уменьшаться, и груз будет опускаться, а если с 34 – груз будет подниматься, а свободная петля увеличиваться. Это происходит из-за разного количества зубьев. То есть, увеличить скорость подъема поможет увеличение разницы в количестве зубьев и наоборот. Но скажу сразу, что потенциала в два зуба вам будет достаточно, так как в гараже важнее не скорость, а безопасность.
Заключение
В заключение хочу дать несколько советов по фиксации крючьев, хотя на верхнем блоке крюк не нужен вообще, если он есть на потолке (балке) – тут достаточно скобы. Её лучше всего делать из гладкой арматуры Ø 14-16 мм, так как рифленый прут типа AIII хрупкий и может лопнуть. Для нижнего блока понадобится сделать вращающееся ухо из втулки и подшипника. Посмотрите на фото вверху: болт, приваренный к уху, проходит сквозь втулки с подшипником, но при этом с обеих сторон фиксируется гайками с шайбами. То есть, эффект насадки подшипника на вал здесь создают прижатые к нему по обеим сторонам шайбы.
В принципе, это все. Надеюсь, вы поняли суть действия механизма и сможете собрать таль из деталей, которые найдете. Самое важное это шестерни и цепь, которые лучшее всего брать в магазине. Также рекомендую обратить внимание, из какой стали сделаны крюки – для этого даже не обязательно знать маркировку – просто не покупайте китайскую продукцию. Поднимать и опускать грузы вы все равно будете в перчатках или рукавицах, так что позаботьтесь о смазке цепи и шестеренок, чтобы защитить их от коррозии.