Строительство гаража из пеноблоков: делаем своими руками
Мечта подавляющего большинства автовладельцев – просторный и уютный гараж для собственной машины. Для автомобилистов крупных городов, увы, эту мечту очень сложно, а зачастую – и попросту невозможно волотить в реальное исполнение. Но вот владельцам загородного жилья не иметь гараж на своей территории – просто «неприлично», и его возведение обязательно продумывается еще при общем проектировании будущей застройки.
А вот из чего его возводить? Ставить металлический сборный – несерьезно, хороших условий для автомобиля в нем не создашь. Собирать гараж из сэндвич-панелей – хороший вариант, но не каждому доступный в силу различных обстоятельств. Дерево – повышенная огнеопасность, кирпич – чересчур трудоемко. А почему бы не остановиться на таком варианте, как строительство гаража из пеноблоков? И здание получается капитальным, и проблема утепления наполовину решена, и само возведение не займет чрезмерно много времени.
Чем привлекает строительство гаража из пеноблоков?
Прежде всего, что же из себя представляют пеноблоки. Это – одна из разновидностей строительных материалов из ячеистого (пористого) бетона. На стадии изготовления растворной массы в нее, помимо обычных компонентов – цемента, песка воды и пластификаторов, вводятся специальные добавки – пенообразователи. В зависимости от вида этих добавок и механизма получения эффекта вспенивания, получают либо газобетон, либо пенобетон.
- Так, если вводятся химические составляющие, вызывающие бурную реакцию с компонентами цемента с активным выделением газа (кислорода, водорода, ацетилена), то получают газобетон. При выходе из еще незастывшего материала газы оставляют множество открытых пор достаточно крупного размера, что предопределяется физические характерисики получаемых блоков – они отличаются высокой паро— и водопроницаемостью, что не всегда хорошо для строительства наружных сооружений.
- При производстве пенобетона вводятся химически нейтральные вещества, а процесс пенообразования вызывается активным перемешиванием смеси с одновременной ее аэрацией — насыщения воздухом (нечто подобное происходит при вспенивании моющих средств). В итоге поры получаются закрытыми (газ не находится под избыточным давлением и не стремится выйти наружу). Эти блоки более плотные, прочные, имеют значительно меньшую гигроскопичность, и вполне могут использоваться для строительства жилых и подсобных зданий, в том числе и гаражей.
Полученный пенобетон нарезают на строительные элементы различных размеров. Для возведения стен чаще всего применяют блоки – параллелепипеды со сторонами 600 × 300 × 200 мм. Для внутренних перегородок можно применять так называемые полублоки – 600 × 300 × 100 мм.
Современные технологические линии позволяют выпускать блоки с высокой геометрической точностью – погрешность в размерах у качественной продукции не должна превышать 1 – 2 мм.
Некоторые разновидности пеноблоков снабжены на торцах замковой пазо-гребневой частью. Такой материал, безусловно, дороже, но процесс кладки значительно упрощается.
По технологическому предназначению пенобетонные блоки разделены на три категории:
- Термоизоляционный, марки D400 – D500 (число после буквы D обозначает плотность материала – кг/м³). Класс по прочности на сжатие невысок, а по морозостойкости – вообще не нормируется, так как для открытых работ такой материал не применяют, и для строительства гаража он не подойдет.
- Конструкционно-термоизоляционный пенобетон имеет значительно большую универсальность. Его марка по плотности – от D600 до D1000, по прочности – от М25 до М100 (число – способность выдержать механическую нагрузку в кг/см²), а класс морозоустойчивости 0 от F15 до F75 (количество гарантированных циклов глубокого промерзания и оттаивания безо всяких потерь прочностных качеств). При этом уровень его теплопроводности невелик. Так, один из самых применяемых в частном строительстве пенобетон D800 имеет показатель теплопроводности всего 0,18 Ккал/м³×ºС.
- Конструкционный пенобетон применяют исключительно для возведения элементов строения, так как термоизоляционные качества его уже не столь хороши. Тем не менее, и они превосходят, например, обычный кирпич практически вдвое. Плотность конструкционных блоков составляет 1100 – 1200 кг/м³, марка прочности доходит до М150 ÷ М170. Если термоизоляция стен не является определяющим фактором, то такой вид блоков отлично подойдет для возведения гаража.
Основные преимущества строительства я гаража из пеноблоков:
- Невысокая плотность материала значительно облегчает саму конструкцию гаража. Можно обойтись неглубоким ленточным фундаментом.
- Блоки удобен в работе из-за небольшой массы – не требуется подъемной техники или чрезмерных физических усилий. Вместе с тем, крупные их габариты ускоряют процесс возведения стен.
- Пенобетон легко обрабатывается – сверлится, режется, фрезеруется, без применения какой-либо специального оборудовния.
- Материал чист с точки зрения экологии, не загрязняет окружающей среды и не несет опасности живым организмам.
- Закрытые поры пенобетона позволяют выкладывать стены практически с уровня земли, без высокого цоколя.
- У пенобетона – отменные шумопоглощающие свойства, что особо важно для таких технических построек, как гаражи.
- Блоки из пенобетона не дают большой усадки после строительства – уже через 3 ÷ 4 недели можно проводить внешнюю отделку, не опасаясь за ее целостность.
Есть у этого материала и определенные недостатки, которые обязательно нужно учитывать:
- Достаточно высокое влагопоглощение делает обязательным внешнюю отделку стен с созданием защиты от атмосферных осадков.
- Существуют определенные сложности с использованием крепежных элементов – не все дюбеля хорошо держатся в пенобетонной стене. Впрочем, найти нужные — особого труда не составляет.
- Пенобетонные блоки не отличаются хорошей паропроницаемостью, поэтому обязательно продумывается вопрос тщательной вентиляции помещения, чтобы в нем не создавалась сырая атмосфера.
Видео: что нужно знать о пеноблоках
Цены на строительные блоки
Строительство гаража из пеноблоков – этапы работ
Весь процесс возведения гаража разбивается на несколько этапов:
- Составление проекта, проведение расчетов потребного количества стройматериалов.
- Устройство фундамента. На этом же этапе нередко сразу решают вопрос с покрытием пола гаража и оборудованием смотровой ямы.
- Возведение стен гаража, установка ворот.
- Обустройство крыши.
- Внешняя и внутренняя отделка стен, обустройство вентиляции.
Составление проекта гаража, подготовка материалов
Без продуманного проекта начинать строительство даже столь несложного здания, как гараж, нельзя. Получить этот документ можно несколькими способами:
- Немало типовых проектов размещено в интернете. Сложность, однако, в том, что они когда-то были разработаны под определенные критерии местности и запросы заказчиков, и могут не в полной мере отвечать реально существующим условиям.
- Самый правильный путь – обратиться в специализированную проектную организацию, работники которой проведут все необходимые геодезические и архитектурные расчёты. Основной недостаток такого подхода – подобные услуги стоят немалых денег.
- Оптимальным видится решение взять одну из готовых разработок, максимально подходящую к существующим условиям, учесть свои предпочтения и пожелания и постараться исполнить итоговый проект самостоятельно. Здесь вовсе не обязательны чертежи, исполненные с соблюдением всех графических правил – важно четкое понимание объемов и последовательности всех предстоящих работ.
Проект должен иметь точную привязку с участком, выделенным под гараж, с учетом планируемых габаритов строения, внутреннего его устройства. Сразу продумывается функциональность помещения – будет ли это просто бокс для размещения автомобиля, или же там возможно устроить небольшую мастерскую со стеллажами под инструмент, верстаком, иным оборудованием.
- Сразу планируется конструкция крыши. Если она будет односкатной, то для обеспечения уклона необходимо предусмотреть разницу в высоте стен.
- Толщина стен при строительстве из пеноблоков может быть также различной. Для центральных или южных регионов часто достаточно толщины в 200 мм (без учета внешней отделки). Таким образом, каждый блок закроет площадь 600 × 300 мм = 0,18 м². Если гараж возводится в климатическом поясе с суровыми зимами, то тогда лучше сделать стену толще – в 300 мм, и, соответственно, размещенный таким образом блок уже будет составлять всего 600 × 200 мм = 0,12 м².
Исходя из этого, несложно рассчитать потребное количество блоков. Вычисляется общая площадь стен с вычетом проема ворот и окон (если они планируются). Затем полученное значение останется разделить на площадь одного блока в выбранном положении, чтобы определить нужное количество. Обычно к полученному результату прибавляют 10% резерва.
Стандартная заводская упаковка пенобетонных блоков – 40 штук на поддоне. Несложный подсчет показывает, что это составляет 1,44 м³ по объему, 7,2 м² при толщине стен 200 мм или 4,8 м² при стенке в 300 мм. Нетто-массу упаковки несложно определить, умножив 1,44 на марку плотности выбранного материала – это может понадобиться при планировании транспортной доставки пенобетонных блоков.
- Для заливки фундамента и устройства пола гаража потребуются обычные ингредиенты бетонного раствора – цемент (не ниже М400), песок, гравий. Армирование этих конструкций подразумевает использование арматуры сечением 10 – 12 мм. Кроме того, потребуется арматура и для усиления стеновой кладки – здесь достаточно диаметра 8 мм.
- Для создания гидроизоляции между фундаментом и стенами необходим рулонный материал. Обычно используют качественный рубероид, но еще лучше будет применить гидростеклоизол, который укладывается на слой битумной мастики.
- Отдельный разговор про кладочный раствор. Можно, конечно, использовать обычный, цементно-песчаный, но это потребует достаточно толстых швов между блоками, а это – стабильные «мостики холода», через которые тепло из помещения будет быстро выходить наружу. Уникальность работы с пенобетоном именно в том, что есть возможность применять специальный строительный клеевой состав. В этом случае швы не превысят 2 ÷ 3 мм по толщине, а стена будет получаться исключительно ровной.
В состав этого клея входят специальные добавки, которые придают ему высокую адгезию с ячеистым бетоном, создают очень прочное сцепление блоков. При выборе обяательно следует обратить внимание на то, чтобы приобретаемый клей был предназначен для наружных работ, то есть обладал должной морозоустойчивостью.
Цена клея на должна пугать, хотя она, безусловно, выше, чем у простого бетонного раствора. Однако, расход снижается в 6 – 7 раз, и в итоге достигается общая экономия минимум в 2 раза.
Важное замечание – работа с использованием клеевого состава будет возможна, если приобретены качественные пенобетонные блоки, с выдержанными геометрическими размерами, иначе все преимущества просто сводятся к нулю.
Разбивка на местности. Заливка фундамента
Если проект готов, можно переходить к перенесению плана гаража на местности.
По углам будущего строения вбиваются колышки, между которыми натягиваются шнуры. Тщательно выверяется прямизна всех углов. Следует сразу же, непосредственно на месте, еще раз оценить расположение гаража, отсутствие помех для открывания ворот, подъездной путь и другие важные нюансы.
Пенобетон – материал достаточно легкий, так что в условиях стабильного грунта вполне хватит неглубокого ленточного фундамента.
- По периметру будущего строения отрывается траншея глубиной 700 мм и шириной на 200 ÷ 300 мм больше, чем планируемая толщина стены.
- На дно насыпается песчаная подушка толщиной 100 мм, тщательно утрамбовывается. Сверху нее аналогичным образом укладывается гравийный слой.
- Устанавливается опалубка. Высота цоколя над уровнем земли в нижней точке может быть 150 ÷ 200 мм. Очень важно максимально точно выставить горизонтальный уровень цоколя – при работе с пеноблоками это имеет особое значение.
- Внутрь опалубки простилается гидроизоляционное покрытие (например, полиэтиленовая пленка), так, чтобы края выходили вдоль стенок наверх наружу. После этого устанавливается армирующий пояс – обычно это 4 арматуры, расположенные прямоугольником и связанные между собой перемычками.
- Заливается обычный бетонный раствор, производиться тщательное выравнивание поверхности. Срок застывания и набора прочности – не менее 3 ÷ 4 недель.
- Одновременно с заливкой фундамента можно предусмотреть и обустройство пола в гараже — отсутствие стен значительно упростит этот процесс. Общая толщина армированной стяжки, без учета песчано-гравийной подушки, должна составлять не менее 100 мм, так как покрытие должно свободно выдерживать значительные нагрузки от веса автомобиля.
- На этом же этапе, необходимо продумывать и обустройство смотровой ямы, если она планируется. Ее глубина должна быть около 1,8 м, ширина – 0,9 – 1,0 м. Стенки ее можно либо выложить кирпичом, либо поэтапно залить бетоном с обязательным армированием, постепенно перемещая опалубку вверх. Края смотровой ямы обрамляются металлическим уголком, который будет одновременно служить и своеобразным маяком при заливке стяжки пола.
Если грунты на участке нестабильные, пучинистые, то ленточного фундамента может быть недостаточно. Пенобетонные блоки не любят нагрузки на излом, и при проседании или колебании грунта могут дать трещину.
В этом случае можно избрать один из следующих вариантов:
- Залить сплошной «плавающий» фундамент – монолитную плиту, на которой будет вестись все дальнейшее строительство. Правда, в этом случае придется сразу отказаться от смотровой ямы или подвала.
- Углубить ленточный фундамент и усилить его сваями, создав комплексную конструкцию основы. Один из вариантов показан на прилагаемом рисунке:
К дальнейшим работам приступают только после полного застывания и созревания бетона.
Возведение стен гаража
С этого этапа начинается, собственно, работа с пеноблоками.
- Прежде всего, надо определиться, как будут устанавливаться ворота.
— Если они уже готовы, то можно выставить их в предназначенном месте, со строгим соблюдением вертикальности и горизонтальности общей конструкции. Ворота фиксируются деревянными распорками. По мере поднятия стен они будут вмуровываться в них. Для этого на их стойках перпендикулярно привариваются отрезки арматуры длиной до 500 мм, с тем расчетом, чтобы они приходились на швы между рядами блоков.
— Если ворота планируется устанавливать позднее, то для них просто оставляется проем требуемой высоты и ширины.
- Верхний срез фундамента покрывается слоем битумной мастики, на которую наклеивается гидроизоляция – стеклогидроизол или рубероид. Это создаст отсечку для капиллярного проникновения на стены грунтовой влаги.
- Первый ряд пенобетонных блоков всегда укладывается на цементный раствор. Начинают кладку от угла, обязательно — с самой высокой точки. Главная задача – устранить возможные погрешности горизонтальности фундамента и выйти на единый уровень по всему периметру стен. Для контроля между установленными угловыми блоками натягивают шнуры, которые выверяют по водному или лазерному уровню.
- Если требуется подрезка блоков по длине, это легко делается обычной ручной ножовкой с крупным зубом. Можно применить для этих целей и бензопилу, но с соблюдением правил особой предосторожности.
- Следующие ряды выкладывают на строительный клей. Для этого он разводится и перемешивается в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией с помощью миксера или насадки на электродрель. После перемешивания раствору необходимо дать выдержку не менее 5 минут. При разведении раствора следует избегать избыточного его количества – необходимо, учитывать, что «срок жизни» готового клея может быть ограничен – это указано в инструкции.
- После выкладки полностью первого ряда и предварительного схватывания раствора, проводят армирование:
— Вдоль всей кладки вырезаются два параллельных штроба. Расстояние от края блоков — не менее 60 мм, глубина канавки – 15 ÷ 20 мм. Для их проделывания можно воспользоваться специальным инструментом – штроборезом, либо обычной «болгаркой» с кругом для камня.
— После проделывания штробов они тщательно вычищаются от пыли с помощью щетки и наполовину заполняются строительным клеем. Затем в них укладывается и утапливается арматура Ø 8 мм. При этом углы армируются обязательно целым прутком, который изгибается под углом в 90º. Перехлёст соседних прутов арматуры делают не менее 300 – 400 мм.
— После укладки арматуры штробы полностью заполняются раствором, который разравнивается до уровня поверхности блоков.
- Далее, производят кладку второго ряда. Блоки устанавливаются «в перевязку», со смещением примерно на половину длины (но не менее, чем на 100 мм).
- Перед укладкой каждого следующего ряда поверхность обязательно проверяется на ровность. Если выявлены даже незначительные бугорки, их следует убрать с помощью терки или даже рубанка. После этого плоскость тщательно очищается от пыли и обильно смачивается водой – на мокрые пеноблоки клей ляжет значительно легче и равномернее, без образования «катышков».
- Клеевой раствор наноситься с помощью кельмы – специального инструмента, позволяющего равномерно распределить его по поверхности тонким слоем с созданием необходимых бороздок. Если пеноблоки не имеют пазо-гребневого замка, то они промазываются клеем с трех сторон – в горизонтальной и двух вертикальных плоскостях. При наличии замков раствор наносится только в горизонтальной плоскости. Слой раствора не должен превышать 3 мм – этого вполне достаточно для надежного соединения.
- После установки блока на место он тщательно выравнивается по вертикали и горизонтали, прижимается вручную или простукиванием резиновым молотком. Выступивший излишек раствор снимается, швы сразу же заштукатуриваются этим раствором вровень с поверхностью возводимой стены.
- Кладка продолжается таким же образом, с обязательным периодическим армированием:
— Рекомендовано проложить второй пояс между 2 и 3 рядами, а затем – через каждые 4 ряда.
— Обязательно прокладывается пояс под окнами, ниже их на 1 ряд.
— Армируется область установки перемычек над окнами, дверями, воротами.
— Если планируется заливка общего бетонного пояса поверх стен, то также проводится аналогичное армирование.
- Перемычки над воротами или оконными (дверными) проемами можно залить из бетона, устроив опалубку на деревянных подпорках. Можно поступить и иначе – вмуровать в раствор швеллер соответствующей ширины или, применимо к окнам и дверям, сварную конструкцию из двух уголков с перемычками, а затем продолжать кладку пеноблоков по этой металлической опоре. При этом придется несколько срезать блоки по высоте, чтобы не нарушить ровность верхнего среза общего ряда кладки.
- В случае, если планируется возведение двускатной крыши, можно продолжить кладку для создания переднего и заднего фронтона.
- Необходим ли общий железобетонный армирующий пояс по верхнему обрезу возведенных стен? По большому счету, он никогда не помешает – придаст строению дополнительную прочность. Кроме того, к нему намного удобнее и надежнее будет крепить мауэрлат для конструкции крыши. Если над гаражом планируется помещение (жилое или техническое), то армопояс является обязательным. Но когда принято решение о простой односкатной крыше, можно обойтись и без него.
Для армопояса готовится опалубка высотой 200 — 300 мм, укладывается арматура (4 прутка, расположенных прямоугольником) и заливается бетонный раствор.
Видео: особенности кладки пеноблоков
Устройство крыши над гаражом
Подробнее о возможных вариантах обустройства крыши рассказано в соответствующей статье нашего портала. Здесь же – только несколько советов по монтажу самой простой, односкатной крыши.
Уклон кровли может быть, как уже говорилось, предусмотрен еще на стадии возведения стен – планируется скат назад либо в одну из боковых сторон. Есть возможность поступить и иначе, соорудив деревянную конструкцию, обеспечивающую скат при одинаковом уровне стен.
Абсолютно бессмысленно будет возводить утепленные стены из пенобетона, если односкатная крыша будет представлять собой тонкий кровельный настил, не имеющий должной термоизоляции. Поэтому очень часто прибегают к следующему способу ее обустройства:
- В направлении ската монтируют двутавровые балки, закрепляя их на верхний обрез стен или на мауэрлат. Расстояние между балками – не более 800 мм. Кроме того, они должны выходить за поверхность стен на 250 ÷ 300 мм, для создания козырька, защищающего стены от осадков.
- Оставшиеся проемы между двутавровыми балками можно заложить кирпичной кладкой.
- На нижнюю полку двутавра укладываются доски толщиной 30 ÷ 40 мм. Поверх них настилается слой рубероида, с таким расчетом, чтобы с каждой стороны он поднимался вверх на 100 мм.
- Засыпается сухой утеплитель – шлак или керамзит, а поверх него можно уложить арматурную металлическую сетку.
- Затем заливается легкая стяжка, толщиной не более 30 мм. Раствор должен быть достаточно густым, чтобы обеспечить нужный уклон кровли.
- После застывания стяжки она закрывается мягкой кровлей. Для начала проводится промазка гудронной мастикой, а затем методом наплавления настилается рубероид. Полосы укладываются поперек ската, начиная с нижнего края, так, чтобы каждый последующий лист находил на нижележащий на 100 мм.
Внешняя и внутренняя отделка стен, вентиляция
Как уже говорилось, особенности пеноблоков таковы, что стены из них нуждаются в обязательной дополнительной отделке. В выборе конкретного способа никаких ограничений нет – на них отлично ложится любая штукатурка, фасадная краска и т.п. Можно устроить декоративную облицовку из стеновых панелей, плитки или сайдинга. Внутри гаража также можно ограничиться слоем штукатурки с последующей отделкой любым доступным способом, либо закрыть стены листами влагостойкого гипсокартона.
Для нормального воздухообмена требуется создание вентиляции. Устраивать принудительную систему вентилирования – наверное, слишком большая роскошь для гаража. Вполне достаточно будет естественной циркуляции воздуха. В стене из пеноблоков не составит труда прорезать отверстия на разном уровне – у поверхности пола и, на противоположной стороне – под потолком. Туда можно установить вентиляционные решетки, снабдив их регулируемыми заслонками, чтобы можно было изменять интенсивность воздушного потока в соответствии со временем года и установившейся погодой.
Итак, строительство гаража из пеноблоков является вполне выполнимым делом для среднестатистического хозяина участка. Безусловно, потребуется мобилизация всех своих сил и стараний, повышенная аккуатность в работе и четкое соблюдение последовательности технологических операций. Тем не менее, такое строительство относится к наименее затратным, позволяющим возвести капитальный гараж в самые сжатые сроки.
Читайте подробную информацию с инструкцией в нашей новой статье — «Строительство дома из пеноблоков своими руками».
Комментарии 0
Похожие публикации
Ленточный фундамент своими руками: этапы работ и пошаговая инструкция
Забор своими руками: пошаговая инструкция по изготовлению и монтажу
Живая изгородь на даче своими руками: какие растения лучше выбрать, пошаговый процесс монтажа
Забор из поликарбоната своими руками: пошаговые инструкции и фото к ним
Печь голландка своими руками: чертежи и пошаговый метод, как выкладывается порядовка
Лучшие публикации
Пеноплекс звукоизоляция потолка: делаем монтаж самостоятельно, советы мастеров
Засорилась раковина на кухне что делать: народные и механические способы, как прочистить
Интерьер спальни с обоями двух видов: способы комбинирования и фото
Как сделать мансарду: процесс монтажа своими руками
Канализация своими руками: схемы и процесс монтажа в частном доме